«Отвергнув мрак идолопоклонства…» История христианства в Англии. Часть I


Первое крещение Британии. Римское владычество над островом

Британские острова издавна были знакомы жителям Средиземноморья — колыбели цивилизации в Европе. Первыми сюда добрались финикийцы, затем греки. «Отец истории» Геродот (середина V в. до н. э.) упоминает об Оловянных островах (Касситеридах). Древние греки покупали у местных кельтских племен (известных под общим названием «бритты») кроме олова и другие металлы — свинец, железо, а также кожи, зерно, продавая им предметы роскоши — изящные гончарные и ювелирные изделия, тонкие ткани, вина. Незадолго до римского вторжения у бриттов появляется золотая монета. Язычники, бритты поклонялись священным рощам и водоeмам, верили в загробную жизнь. Их жрецы-друиды пользовались большим почтением соплеменников. Однако распространенное ранее мнение, что ими построен знаменитый мегалит (сооружение из громадных камней, преимущественно служившее могильным памятником или святилищем) Стоунхендж, ошибочно. Тщательные археологические исследования показали, что его поэтапное возведение относится еще к докельтскому населению бронзового и даже новокаменного века — III–II тысячелетиям до Р. Х.

К рубежу нашей эры племена бриттов находились уже на стадии разложения первобытнообщинного строя, объединяясь иногда в племенные союзы во главе с военными предводителями («королями»). Они оказали упорное сопротивление римским завоевателям, которые, покорив галлов, белгов и другие кельтские племена к югу от Ла-Манша, добрались и до их островных родственников — бриттов. Гай Юлий Цезарь в 55 и 54 гг. до н. э. предпринял два похода в Британию, он же первым подробно описал страну и ее население. Но закрепиться здесь римлянам тогда не удалось.

Систематическое завоевание Британии Римом началось почти столетие спустя, в 43 н. э. и в основном завершилось к концу 80-х гг. Обошлось это римлянам дорогой ценой — восстание зависимого от Рима бриттского племени иценов в 61 г. едва не сбросило их в море. Королева Боудикка (неточная передача имени Боадицея, лат. Boadicea) — женщина очень высокого роста, неистовой энергии, наделенная яркой харизмой лидера, собрала более 200 тысяч воинов, но римляне и здесь, как и во многих других местах их империи, сумели показать, что воюют не числом, а умением. Покорив бриттов, они двинулись на север, в земли родственных бриттам пиктов. К 84 г. римский полководец, правитель Британии Гней Юлий Агрикола завоевал Уэльс, Северную Англию и пиктов южной части Каледонии (нынешней Шотландии).

В начале II в. римская провинция Британия отгородилась от воинственных северных горцев Адриановым валом. Среди римских легионеров и поселенцев в городах были выходцы из всех пределов необъятной империи, в том числе и христиане. На рубеже II-III вв. христианство начинает распространяться в этой отдаленной провинции. Современники, ранние христианские авторы Тертуллиан и Ориген, упоминали существование Британской Церкви. А около 304 г., во времена гонений при императоре Диоклетиане, она обрела первого из сонма своих мучеников — святого Албана (Албания) Веруламского. Он был римским воином, укрывшим во время преследований священника Амфибала, под влиянием которого сам «отверг мрак идолопоклонства и сделался искренним христианином». Осужденный на смерть, Албан был обезглавлен в г. Веруламиуме, ныне это г. Сент-Олбанс, названный в честь святого. Есть, однако, версии, что этот святой пострадал за Христа гораздо ранее, во времена императоров Луция Септимия Севе́ра (ок. 209 г.) или Гая Деция (249-251). Наряду с ним, первыми святыми Британских островов, чьи имена достоверно известны, являются священномученики Аарон и Юлий, пресвитеры Карлеонские, погибшие в Диоклетианово гонение. Эти трое святых — единственные в Англии, почитаемые со времен Римской Британии.

В 314 г., год спустя после Миланского эдикта императоров Константина и Лициния, провозгласившего религиозную терпимость на территории Римской империи, три епис­копа — Лондона, Йорка и Карлеона — присутствовали на Соборе (Синоде) в Арли. Британские иерархи участвовали и в Соборе в Римини в 359 г. На довольно широкое распространение христианства указывают ранние находки с изображениями Распятия и монограммы Христа. В Британском музее хранится мозаика из Хинтон-Сент-Мэри в Дорсете, украшавшая пол романо-британской виллы (первая половина IV в.) с погрудным изображением и греческой моно­граммой Христа (возможно, это самое раннее из известных мозаичных изображений Спасителя). Вероятно, строились и храмы. Миссионеры Британской Церкви — святой Иллтуд, святая Ниниан и святой Патрик — проповедовали Благую Весть населению Уэльса, Шотландии и Ирландии. Все это свидетельствует о значительном развитии церковной жизни в Римской Британии.

Но Римская империя в это время уже близилась к своему закату. В 395 г. она была разделена на Восточную (далее известную нам как Византия) и быстро катящуюся к своей гибели Западную. «Свободой Рим возрос, а рабством погублен», по образному определению А. С. Пушкина. «Народы юные, сыны свирепой брани» — пикты севера, скотты из Ирландии, саксы с материка — все чаще прорывают укрепления и вторгаются в пределы провинции. Ее правители, соблазненные ослаблением центрального правительства, узурпируют власть и даже замахиваются на императорский трон, уводя с собой войска, тем самым оставляя Британию совершенно беззащитной. Все это, а также слабая романизация населения привела к потере Римом этой окраинной провинции. С 410 г. указом императора Гонория римский протекторат над Британией был упразднен — она была предоставлена своей собственной участи. Романо-кельтское население образовало несколько мелких княжеств, вскоре завоеванных пришельцами с континента — англами и саксами.

Саксонский период (449–1066 гг.). Крещение англосаксов

Независимость не принесла романо-кельтам (бриттам) процветания. Римская цивилизация приходит в упадок, население городов быстро сокращается, жизнь во многих из них постепенно замирает, или они превращаются в деревни. Бартер заменяет монетное обращение, ремесло чахнет. Упадок коснулся и кельтской Церкви: она оказалась под влиянием ереси пелагианства. Пелагий (кельтское имя Морган, † после 418 г.), римский христианский монах кельтского происхождения, в противовес концепции благодати и предопределения Августина Блаженного, считал спасение человека результатом его собственного нравственно-аскетического усилия и отрицал наследственную силу первородного греха. Пелагианство после долгой борьбы было осуждено как ересь на Третьем Вселенском Соборе в 431 г. Еще ранее последователи Пелагия нашли убежище на родине учителя. Для искоренения ереси учитель святого Патрика святой Герман Оксеррский дважды посещал Британию в 429 и 440 гг.

Не в силах противостоять набегам пиктов и скоттов, бритты, по преданию, в 449 г. призвали на помощь ютов, разбили врагов, но их успехи привлекли на остров новые орды германцев — саксов, англов и ютов. Более чем столетняя упорная борьба между кельтским населением и иноземными пришельцами завершилась порабощением и ассимиляцией, а отчасти оттеснением бриттов в горы Уэльса и Корнуолла, где они еще долго сохраняли свою независимость. Часть переселились на материковый полуостров Арморику (нынешняя Бретань во Франции). Героем этой национальной борьбы, согласно кельтскому эпосу, стал их король Артур и его рыцари Круглого стола. Под его руководством, около 500 г., у некоей не установленной г. Бадон бритты одержали решительную победу, на десятилетия задержавшую продвижение саксов (последнее подтверждает и археология). Но силы были не равны. В своей «Истории разорения Британии» преподобный Гильда Мудрый († 570) сурово порицал своих соплеменников-бриттов, за грехи которых остров подвергся нашествию англосаксов.

Христианство, вытесняемое язычниками англосаксами из их владений, продолжало активно распространяться миссионерами в кельтских землях — в Ирландии, где оно особенно укоренилось; в Уэльсе, где действовал епископ Давид Валлийский (Меневийский, † между 587 и 601 гг.), просветитель и святой покровитель края. В 563 г. выходец из Ирландии святой Колумба основал первый монастырь на территории нынешней Шотландии, на острове Иона. Здесь сложилась (в результате отсутствия городов с унаследованными от Рима муниципальными институтами управления, ставшими в более развитых странах опорой епископской власти) монастырская структура кельтской Церкви. Некоторые особенности богослужения, особая кельтская пасхалия (сборник правил, на основании которых определяется день празднования Пасхи), особая форма тонзуры — вот, собственно, единственные серьезные разногласия в тогдашней религиозной практике Рима и кельтской Церкви. Но это способствовало впоследствии их острому соперничеству в миссионерской деятельности среди англосаксов. Если римские проповедники были активнее на юго-востоке, то ирландские продвигались с северо-запада.

Завоевав Англию, англосаксы создали не одно, а семь (вначале даже девять) государств (т. н. Гептархия, дословно «Семицарствие»). Вначале они упорно держались язычества, в своих набегах на бриттов разрушали храмы, жгли монастыри и уничтожали библиотеки, но с развитием общественных отношений и государственности положение менялось. В крайнем юго-восточном из их королевств, Кенте, христианство впервые стало государственной религией. Местный король Этельберт, женатый на христианке — Берте, дочери франкского короля Хариберта I, после смерти короля Уэ­ссекса стал бретвальдой — номинально верховным англосаксонским правителем. По-видимому, как и многие правители Европы до и после него, надеясь на усиление своей власти с помощью мировой религии, он попросил папу Григория прислать миссионеров. Биографы жены короля отмечают ее роль в принятии решения мужем. Историки, ввиду отсутствия прямых свидетельств в документах, расходятся во мнении, исходила ли инициатива начать миссию от кентского двора или от папы. Как бы там ни было, святой папа Григорий I Великий, называемый в православной традиции Григорий Двоеслов († 604, папа Римский с 3 сентября 590 г.), послал сюда миссию из 40 человек во главе с бенедиктинским монахом святым Августином, к тому моменту приором монастыря святого Антония в Риме.

В 597 г. миссия прибыла в столицу Кента Кентербери. Король позволил использовать для служб капеллу жены — церковь святого Мартина, разрешил свободно проповедовать, велел восстановить другие старые храмы римских времен. На Рождество святой Августин крестил несколько тысяч человек. Король Этельберт сам принял Крещение (скорее всего ранее, 2 июня того же года, в Троицын день, а возможно, и несколько лет позднее) и способствовал дальнейшей христианизации своих владений. Святой Августин — «апостол англичан» — стал первым епископом, а с 601 г. — архиепископом Кентерберийским. Он основал монастырь святых Петра и Павла, ставший впоследствии аббатством святого Августина. Была основана епархия в Йорке, затем появились еще две — в Лондоне и Рочестере. За год до своей кончины, в 603 г., следуя страстному желанию папы, он предпринял попытку объединения под своей властью кельтских епископов. Однако тогда это сделать не удалось. Сказались незнание им местных обычаев, разногласия, описанные выше, и опасения бриттов перед экспансией граничащих с ними англосаксонских королевств Уэссекса и Мерсии. Эти и остальные королевства приняли Крещение в последующие десятилетия, последним — соседний с Кентом Сассекс.

В Нортумбрии, где оба потока миссионеров сошлись, Крещение сопровождалось нестроениями. Чтобы решить застарелые споры о пасхалиях, тонзуре и все прочие различия, вызывающие противостояние, в Стриншальче (Стренешалке; два столетия спустя викинги назовут его Уитби) в 664 г. был созван Собор. Настоятельницей монастыря, где проходил Собор, была тогда святая Хильда (614–680). Поставленный в том году епископом Йоркским святой Уилфрид смог превозмочь в диспуте сторонника кельтской традиции епископа Нортумбрии Колмана. Римская точка зрения возобладала, но все же в основой формировавшейся тогда Церкви Англии (англ. — The Church of England, лат. — Ecclesia Anglicana) стала комбинация всех трех «потоков» христианства: римской традиции святого Августина Кентерберийского и его преемников, остатков старой римо-британской Церкви и кельтской традиции, пришедшей из Шотландии вместе с миссионерами — святым Айданом, «апостолом Нортумбрии» († 651), и святым епископом Хексэма Кутбертом († 687).

При архиепископе Феодоре Кентерберийском в 672 г. состоялся церковный Собор в Хертфорде, ставший первый общим Собором Английской Церкви. Английская Церковь обрела единство, которого так не хватало формирующемуся английскому народу в преддверии тяжелых испытаний — нашествия викингов. В результате роста просвещения возникают зачатки христианской литературы, достигшей высокой степени развития в «Церковной истории народа англов» монаха Беды Достопочтенного (ок. 672–735). Англосаксонский летописец, писавший на латинском языке, охватил своими произведениями период почти в 800 лет — от походов в Британию Юлия Цезаря до 731 г. Его описания современных или близких к нему событий представляются особо важными, т. к. являются главным, а нередко и единственным письменным источником по истории Англии того времени. Святому Беде принадлежат также комментарии на Евангелие и произведения отцов Церкви, трактаты по грамматике и естествознанию.

В 793 г. язычники-викинги разорили монастырь в Линдисфарне. С тех пор из Дании и Норвегии все чаще прибывают ладьи-драккары с завоевателями. С 865 г. «даны», как англичане называли их, обосновались на острове, и началась затяжная «битва за Англию», согласно термину недавнего прошлого. Почти два столетия с переменным успехом длилась эта борьба. Внешняя опасность ускорила образование единого Английского королевства. С начала IX в. семь королевств постепенно подпадают под влияние Уэссекса. Короля Уэссекса Эгберта (802-839) часть историков считает первым королем Англии. Его внук, Альфред Великий (871-899), первый из королей Уэссекса стал сам называть себя королем Англии. Он пытался освободить свою страну, нанеся в 878 г. датчанам поражение у Этандуна. По условиям мира предводитель данов, король Восточной Англии Гутрум, был вынужден принять Крещение, причем Альфред стал его крестным отцом. Уэдморский договор разделил Англию между данами и королем Уэссекса. Датчане населяли т. н. Данелаг (область датского права) — территорию в северо-восточной части Англии. Альфред восстановил за счет своей казны десятки монастырей и учредил при них школы, лично перевел с латыни несколько сочинений и изложил «Историю» Беды Достопочтенного так, что она надолго стала любимым чтением в стране. По его инициативе в 891 г. была начата «Англосаксонская хроника». Но более всего заботился благочестивый король о Церкви и религиозном образовании народа. Он перевел некоторые главы из Библии и сочинений блаженного Августина.

Около столетия, вплоть до времени короля Этельреда II Неразумного (978–1016), Англия пожинала плоды деятельности своего великого сына. Но с этого времени датчане возобновили нападения, несмотря на выплачиваемую им дань, для чего с народа взимали подать — «датские деньги». Этельред провел избиение датчан, надеясь изгнать их с острова, но в результате сам потерял трон. А полвека спустя Англия была завоевана армией Вильгельма Завоевателя, герцога Нормандии, — начался новый период в ее светской и церковной истории.

Владимир Моисеенко

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s