Должен ли ученый-религиовед исповедовать религию?


Это выясняли на экспертном семинаре «Религиоведение как наука: основные вопросы методологии»

Ученые-религиоведы, представители российских вузов и научных институтов приняли участие в экспертном семинаре «Религиоведение как наука: основные вопросы методологии», состоявшемся 10 июня в Синодальном информационном отделе.

Открывая семинар, председатель Отдела Владимир Легойда напомнил о намерении регулярно организовывать при СИНФО подобные мероприятия с привлечением экспертного сообщества, известных ученых, богословов, историков религии и обществоведов для обсуждения вопросов, «важных для интеллектуального развития нашего общества, церковно-общественных процессов».
Дискуссия в рамках семинара была посвящена обсуждению вопроса о природе религиоведения как науки и возможности определения данной дисциплины как «атеистической». Участники экспертного мероприятия в своих выступлениях уделили внимание методологическим основаниям религиоведения. Различные отклики вызвал поставленный организаторами семинара вопрос о необходимости для ученого-религиоведа исповедовать религию, которая является предметом его изучения, и возможности для религиоведа оставаться приверженцем атеистических взглядов либо агностиком.
Ведущий научный сотрудник Института востоковедения РАН, директор Центра «Церковь и международные отно­шения» МГИМО Андрей Зубов обосновал тезис о том, почему религиоведение не может считаться «атеистической дисциплиной». Вместе с тем профессор назвал любые попытки конфессионализации религиоведения «попытками идеологизации науки, отвращающими серьезных ученых». Оживленные отклики участников семинара вызвало заявление Зубова о том, что для верующего ученого «хорошее знание своей веры всегда помогает понять веру других», равно как и признание о переживании «духовного восторга» при ознакомлении с чужими религиозными традициями.
«Методологический атеизм, — по мнению профессора Зубова, — безусловно, идеология, поскольку она задает определенные идеологические параметры исследования».
Заведующий сектором философии религии ИФ РАН Владимир Шохин также признал, что наличие собственного религиозного опыта — скорее положительный факт для религиоведа, нежели отсутствие оного. Ученый уделил внимание рассмотрению критериев научной объективности, которыми обычно оперирует религиовед, сам исповедующий ту или иную религию, а также обосновал тезис о том, почему религиоведение не может считаться атеистической дисциплиной.
Точку зрения Шохина разделила заведующая кафедрой религиоведения Российской академии госслужбы Ольга Васильева. Однако, по ее словам, для современного религиоведческого сообщества характерен «псевдоатеистический флер», сохраняющийся с советского периода, сообщает Богослов.Ru.

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s