БОЛЕЗНЬ: ПРОМЫСЛ ИЛИ НАКАЗАНИЕ?


Исцеление расслабленного, Николай Бруни 1885 г.

В одной из библейских книг — Псалтири — мы встречаем такие слова: «Дней лет наших — семьдесят лет, а при большей крепости — восемьдесят лет; и самая лучшая пора их — труд и болезнь» (Пс. 89: 10). Для человека вопрос о болезнях всегда был актуальным. Почему мы болеем? Есть ли смысл в терпении физических страданий при болезни? Имеют ли телесные болезни значение для духовной жизни человека?

«Бог не сотворил смерти…»
Священное Писание свидетельствует, что Бог сотворил мир совершенным: «И увидел Бог все, что Он создал, и вот, хорошо весьма» (Быт. 1: 31). На церковнославянском языке «хорошо весьма» звучит «добро зело», что еще более подчеркивает мысль об идеальности мира. Человек — высшее творение Божие — тоже был создан совершенным. Об этом также говорит Библия: «я нашел, что Бог сотворил человека правым» (Еккл. 7: 29). Следует отметить, что совершенство человека подразумевало отсутствие болезней и смерти: «Бог не сотворил смерти и не радуется погибели живущих» (Прем. 1: 13) и «Бог создал человека для нетления и соделал его образом вечного бытия Своего» (Прем. 2: 23).

Болезни — следствие греха первых людей на Земле

Однако «завистью диавола вошла в мир смерть, и испытывают ее принадлежащие к уделу его» (Прем. 2: 24). Грехопадение первых на Земле людей — Адама и Евы — привело к тяжелым последствиям. Догматическое «Послание Патриархов Восточно-Кафолической Церкви о православной вере» отмечает, что следствиями этого грехопадения стали «изнурительные труды, скорби, телесные немощи, тяжкая до некоторого времени жизнь на земле странствования, и напоследок — телесная смерть».
Таким образом, болезни — следствие грехопадения, сознательного нарушения человеком первозданного совершенства. Их не было до грехопадения и не будет в Царствии Божием: «И отрет Бог всякую слезу с очей их, и смерти не будет уже; ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет, ибо прежнее прошло» (Откр. 21: 4). В жизни мы можем видеть свидетельства того, что наши страсти, укоренившиеся греховные, разрушительные привычки приводят к телесным заболеваниям. У алкоголиков — свои болезни, у курильщиков — свои, у блудников — свои и т. д. Человек годами уничтожает свой организм, тысячелетиями — свою планету, неудивительно, что при этом он испытывает трудности со здоровьем и имеет экологические проблемы. Еще в Ветхом Завете Бог, указывая на связь греховной жизни человека с его телесным здоровьем, через пророка Иеремию говорит: «Что вопиешь ты о ранах твоих, о жестокости болезни твоей? по множеству беззаконий твоих Я сделал тебе это, потому что грехи твои умножились» (Иер. 30: 15).
Понятны нам и слова Христа, обращенные к исцеленному Им: «Вот, ты выздоровел; не греши больше, чтобы не случилось с тобою чего хуже» (Ин. 5: 14).

Отцы Церкви о болезнях
Преподобный Ефрем Сирин утверждает: «Причина болезни — грех, своя собственная воля, а не какая-либо необходимость». «Неужели все болезни от грехов? — спрашивает святитель Иоанн Златоуст. — Не все, но большая часть. Некоторые бывают от беспечности. Чревоугодие, пьянство и бездействие также производят болезни». «Болезни вместо епитимий идут. Терпите благодушно: они будут, как мыло у прачек», — говорит святой Феофан Затворник. Преподобный Иоанн Лествичник пишет, что «болезни посылаются для очищения согрешений, а иногда для того, чтобы смирить возношение».
Известно, что и святые имели болезни, часто неизлечимые. Апостол Павел, например, пишет: «…дано мне жало в плоть… удручать меня, чтобы я не превозносился» (2 Кор. 12: 7). Некоторые святые молили Бога, чтобы им была послана болезнь в смысле испытания, дающего возможность духовно совершенствоваться. Святитель Иоанн Златоуст говорит: «Праведных постигают бедствия для возрастания их в добродетели, а грешных, как неисцелимо больных — для наказания и мучения, чтобы обратить их к иной жизни».
Таким образом, отцы Церкви не считали болезнь местью или наказанием за грехи, а призывом и средством к их исправлению. В этом смысле мы и понимаем слова Священного Писания: «Кого любит Господь, того наказывает» (Притч. 3: 12).

Почему болеют дети?
Непростой является тема болезни детей. Насколько справедливо мнение, что детские болезни — наказание Божие за грехи родителей? Обратим внимание, что над этим вопросом размышляли и ученики Спасителя, когда спрашивали Его о слепорожденном: «Кто согрешил, он или родители его, что родился слепым?» (Ин. 9: 2).
Действительно, в Ветхом Завете несколько раз встречаются выражения: «Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого [рода], ненавидящих Меня» (Исх. 20: 5; Втор. 5: 9). Однако следует отметить два важных момента.
Во-первых, эти слова Бога обращены к евреям, которые только что вышли из египетского плена. Господь предвидел, что сердце народа еще долго будет уклоняться в идолопоклонство. Поэтому и сопроводил Свои заповеди такими строгими наставлениями, а сами евреи еще 40 лет странствовали по пустыне, прежде чем вошли в обетованную землю. Нигде больше такие грозные слова в Библии не повторяются.
Во-вторых, в более поздние исторические времена у ветхозаветных пророков мы встречаем иную точку зрения. Так, Бог через пророка Иезекииля говорит: «зачем вы употребляете в земле Израилевой эту пословицу, говоря: «отцы ели кислый виноград, а у детей на зубах оскомина»? Живу Я! говорит Господь Бог, — не будут вперед говорить пословицу эту в Израиле» (Иез. 18: 2-3). И далее спрашивает: «Вы говорите: «почему же сын не несет вины отца своего?» Потому что сын поступает законно и праведно, все уставы Мои соблюдает и исполняет их; он будет жив. Душа согрешающая, она умрет; сын не понесет вины отца, и отец не понесет вины сына, правда праведного при нем и остается, и беззаконие беззаконного при нем и остается» (Иез. 18: 19-20). Пророк Иеремия поясняет: «каждый будет умирать за свое собственное беззаконие; кто будет есть кислый виноград, у того на зубах и оскомина будет» (Иер. 31: 30).
Один из современных богословов для объяснения причин болезни детей прибегает к аналогии. Ее суть такова. Организм человека, в случае отравления, испытывает недомогание, болеет. При этом в первую очередь страдают самые незащищенные органы, например желудок, почки, печень. Семья являет собою единый организм — родители и дети объединены невидимой, но реальной духовной связью. Когда родители грешат, они отравляют этот духовный организм. И тогда дети, будучи нежными духовными органами семейного единства, принимают удар греховной «интоксикации» на себя. Есть и еще один аспект: болезнь детей может привести их родителей к вере. Возможны и другие пути Промысла Божия. Ведь неслучайно при исцелении слепорожденного Господь сказал: «не согрешил ни он, ни родители его, но [это для] [того], чтобы на нем явились дела Божии» (Ин. 9: 3).

Здоровье или здравие?
Следует отметить, что с христианской точки зрения телесное здоровье является меньшей ценностью, чем здоровье духовное или «здравие». При отсутствии у человека христианского мировоззрения телесное здоровье может оказаться гибельным для души. Это связано с тем, что некоторые заповеди легче нарушать, будучи здоровым, а не больным. Безусловно, телесное здоровье благо, и мы призваны его беречь. Ветхозаветный мудрец советует нам: «…прежде болезни заботься о себе» (Сир. 19: 19). Но в православном понимании и болезнь является благом, потому что может послужить спасению души человека, совершив в нем нравственный переворот, обратив его к Богу.

Чем помочь больному человеку?
Церковь всегда предлагает свою помощь человеку, находящемуся в болезни.
Одним из главных средств лечения болезни является Tаинство Евхаристии — Причащение Тела и Крови Христовых. Смысл этого священнодействия — в единении человека с Богом, освящении его духовного и телесного начал. Важно заметить, что верующий должен приступать к Причастию с просьбой, чтобы оно совершилось «во исцеление души и тела». По традиции, это Таинство предваряется Исповедью, благодаря которой человек примиряется с Богом и ближними.
Особо следует отметить Таинство Елеосвящения, или Соборования, которое специально совершается над больным человеком с молитвой о его выздоровлении. Основанием для этого Таинства является свидетельство Священного Писания, что апостолы «многих больных мазали маслом и исцеляли» (Мк. 6: 13). Апостол Иаков говорит: «Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему» (Иак. 5: 14-15).
Человек, которого постигла болезнь, должен прибегать к молитве об исцелении, но не менее важна и молитвенная забота о нем со стороны близких. Праведный Иоанн Кронштадтский замечает, что «в болезни, и вообще в немощи телесной, равно и в скорби, человек не может поначалу гореть к Богу верой и любовью, потому что в скорби и в болезни сердце болит, а вера и любовь требуют здравого, спокойного сердца». Поэтому обязанность молитвы ложится на родных и близких больного. По просьбе верующих, в храмах часто совершаются молебны «о болящих», в чине общественного богослужения есть особые прошения и молитвы за больного человека.
В завершение нашей статьи приведем слова известного богослова протоиерея Фомы Хопко: «Если мы несем свои немощи праведно, мужественно и терпеливо, с верой, надеждой и даже радостью, то становимся величайшими свидетелями Божия спасения в этом мире. Ничто не может сравниться с таким терпением, ибо прославление Бога в страдании и немощи есть наибольшее из всех приношений, которое только человек может сотворить из своей жизни на земле».

Подготовил протоиерей Николай Баранов

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s