Духовное наследие святителя Луки (Войно-Ясенецкого ) и социально-этические вызовы современности


В Киево-Печерской Лавре состоялся круглый стол, посвященный 50‑й годовщине со дня кончины выдающегося святителя-хирурга.
Можно ли в наше время повторить уникальный подвиг великого святого и гениального врача? Как использовать бесценный опыт святителя Луки в современных процессах реформирования медицины в Украине? Эти и другие вопросы поставили перед собой участники дискуссии.
Круглый стол «Духовное наследие святителя Луки (Войно-Ясенецкого) и социально-этические вызовы современности», состоявшийся 9 июня в конференц-зале Киевской Митрополии на территории Киево-Печерской Лавры, организовал Cинодальный отдел по благотворительности и социальному служению УПЦ и Нацио­нальный медицинский университет имени А. А. Богомольца.

Встречу открыл председатель Cинодального отдела архидиакон Сергий Косовский. Главный тезис его выступления затем в той или иной мере повторялся практически всеми участниками круглого стола: «Святитель Лука соединил в себе служение врача и служение пастыря Церкви, дав, по сути, образец единого служения Богу и человеку».
Ректор Национального медицинского университета Виталий Москаленко напомнил участникам основные вехи жизненного пути святого, отметив, что святитель Лука Крымский в свое время окончил медицинский факультет Киевского университета святого Владимира, ставший впоследствии главным медицинским вузом Украины. Виталий Москаленко рассказал, как нынешние студенты и преподаватели высоко чтят своего знаменитого выпускника. В прошлом году в Национальном медицинском университете была торжественно открыта учебная аудитория № 3 имени профессора В. Ф. Войно-­Ясенецкого. Кроме того, на территории вуза установлена мемориальная доска памяти великого хирурга и архиепископа. Во время круглого стола было презентовано издание университета «Святитель Лука (Войно-Ясенецкий). Дух, душа и тело».
Следующим взял слово председатель комитета по биоэтике и этическим вопросам при Священном синоде УПЦ епископ Макаровский Иларий. «Пересечение науки и богословия сейчас становится очень актуальным. И в этом отношении святитель Лука показывает нам не просто возможность их сочетания или взаимодействия, а то, что этот синтез может стать цельным мировоззрением», — подчеркнул владыка.
Когда модератор мероприятия, сотрудник Синодального отдела по благотворительности и социальному служению Геннадий Таранюк стал зачитывать все звания и регалии следующего выступающего, директора Института гигиены труда АМН Украины академика Юрия Кундеева, тот заметил, что святитель Лука не любил, когда перечисляли всякие титулы и звания. «Мы собрались здесь как его почитатели и давайте обходиться без титулов», — предложил он.
Юрий Кундеев был предельно откровенным и призвал участников дискуссии посмотреть на процессы, происходящие в современном обществе, через призму высоких профессиональных и нравственных качеств святителя Луки. «Наше общество безыдейное. И эта безыдейность отражается и на медицине, — констатировал академик. — Никакие реформы здравоохранения не приведут к успеху, если медицинские работники будут думать о своей зарплате, а не о пациенте. Бескорыстие святителя Луки сегодня, как мне кажется, абсолютно забыто в медицинском мире. А скажите, пожалуйста, какую заработную плату нужно установить врачу, чтобы он имел совесть, был нравственным и не брал взятки?»
Юрий Кундеев также высказал мнение, что увлечение новаторством в медицине не всегда приводит к благим последствиям, указав на фармацевтическую агрессию в современном мире.
Заместитель директора Института социологии НАН Украины Николай Шульга попытался ответить на вопрос — остается ли место для нравственности в современной жизни? Он указал основные общественные тенденции: ориентация на жизненный успех, гедонизация и потребительское отношение к жизни, снижение нравственных требований, публицизация и карнавализация, пространственная мобильность и недоверие общественным институтам.
Николай Шульга обратил внимание на то, что общество постепенно отходит от использования книжной информации и переходит на «экранное чтение», которое, как правило, не оставляет времени на обдумывание. Согласно социологическим исследованиям 10% украинцев каждый день читают художественную литературу, в то же время 36% не читают ее вообще. Причем эти данные практически одинаковы во всех возрастных группах.
Председатель Синодального отдела «Миссия Церковь и культура» игумения Серафима (Шевчик) рассказала о героическом служении врачей, которые бескорыстно помогали страждущим во время Голодомора и Великой Отечественной войны.
Настоятель храма во имя святителя Луки (Войно-Ясенецкого) протоиерей Андрей Ткачев указал на то, что подражать святому и гению науки в одном лице очень тяжело. «Медицинская работа предъявляет такие требования, которые поглощают всего человека без остатка, — утверждает отец Андрей. — Священство такое же по природе. Оно тоже требует всего человека. Это две абсолютно требовательные стороны жизни, которые святитель Лука сумел совместить». Отсюда протоиерей Андрей делает вывод, что есть много сфер общественной деятельности, где ждут священников, которые бы совмещали духовное и профессиональное служение. Это, например, та же медицина, журналистика, научная деятельность, гуманитарные профессии. «Священник-врач в нашем умирающем селе — это клад, — уверен отец Андрей. — Поэтому не раз возникал вопрос, что хорошо было бы повысить возрастной ценз кандидатов во священство. И ожидать от них еще одного высшего образования».
Протоиерей Андрей Ткачев рассказал «Церковной православной газете», почему святителя Луку Крымского очень почитают в Греции. «Это началось с исцелений, знамений и указаний на то, чтобы люди обращались с молитвами к святому епископу-врачу. Крым воспринимается греками как историческая колония, они считают его своим полуостровом. Греки и нашли этого святого врача в Крыму, получая помощь от бесплодия и самых серьезных заболеваний. Стоило зажечь эту свечу — и от нее зажглись еще тысячи других свечей. Греки с большой теплотой и благодарностью относятся к святому Луке. Здесь есть некая тайна, и она разрешается в любви и благодарности. Ведь если люди, которые рядом, не особенно любят того, кто возле них находится, в нашем случае — чудотворца и святого, то полюбит его тот, кто находится пусть и далеко, но будет ему благодарен. А святой станет помогать далеко живущим, а не находящимся рядом. В Духе Святом он является и православным немцам, и китайцам, и японцам. Как и при жизни, он совершает настоящие операции, разговаривая с людьми на их языке. И это знак того, что святитель ведает нужды человеческие и приходит туда, куда Дух его ведет — помогать человеку, просящему его помощи. Он вышел за пределы Поместной Церкви и является вселенским святым».

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s