Обитель над Сулой


Мгарский монастырь, расположенный на живописной возвышенности в двух километрах от нынешнего район­ного центра Лубны, что на Полтавщине, в свое время посетили практически все гетманы Украины. Именно они жертвовали значительные средства на его содержание. А населяли монастырь тогда преимущественно запорожские казаки, принявшие монашеский сан.

Монастырь на берегу Сулы
Территория полтавского края, где располагается Мгарский монастырь, уже с 1054 г. входила в состав новосозданной Переяславской кафедры Киевской митрополии, и на полтавских землях существовал не один монастырь (конкретные сведения о них датируются XV в.). Однако рассвет строительства монастырей на полтавской земле приходится на конец XVI — начало XVII вв. Именно тогда, более 390 лет назад, был основан и Мгарский Спасо-Преображенский мужской монастырь.

Исаия (Копинский) — основатель монастыря
Недалеко от старинного города Лубны, на крутом берегу реки Сулы находится святое место — Спасо-Преображенский монастырь. Он основан в 1619 г. (по некоторым данным, ранее на этом месте находился небольшой отшельнический скит) стараниями защитника Православия Исаии (Копинского), митрополита Киевского, выдающегося церковного деятеля, выходца из украинской православной шляхты. Получив блестящее образование в учебных заведениях князей Острожских, Копинский в юные годы был пострижен в монахи в Киево-Печерской Лавре. Четырнадцать лет он подвизался в Антониевых пещерах, после чего стал игуменом Густынского монастыря, возглавлял Киевское Богоявленское братство, принимал деятельное участие в создании Киево-Могилянской коллегии в 1632 г. Это была первая высшая школа в Украине и выдающийся культурно-просветительский центр, образованный путем объединения Братской и Лаврской школ. Исаия (Копинский) занимал епископскую кафедру в Перемышле, Смоленске, Чернигове. В 1631 г. был избран Киевским митрополитом, а в 1632 г. отправлен в ссылку. После освобождения продолжал антикатолическую и антиуниатскую деятельность.
Игуменом (с 1737 г.), а потом и архимандритом (с 1744 г.) монастыря был Иоасаф (Горленко), будущий епископ Белгородский, мощи которого ныне находятся в кафедральном соборе г. Белгорода.

Защитница Православия
Княгиня Р. Могилянская-Вишневецкая, владевшая огромными поместьями по обоим берегам Днепра, выдала Исаии (Копинскому) грамоту на учреждение православного монастыря во Мгарском лесу. (Забегая вперед, скажем, что он потом заведывал и другими приходскими православными церквами во владениях Вишневецких.)
Выросшая в православной семье, она была двоюродной сестрой митрополита Петра (Могилы) и всю жизнь свято хранила отцовский завет: «Утверждающий и украшающий Церковь утверждает и украшает душу свою». В народе говорили, что место для сооружения монастыря княгине подсказали приснившиеся ей ангелы. Здесь ощущалось спокойствие и благость уединения.
Вишневецкие способствовали укреплению Православия в своих владениях. Княгиня, которая рано отошла ко Господу, на смертном одре просила своих родных дать обещание придерживаться православной веры.
В дальнейшем они не осмеливались притеснять Православную Церковь на Лубенщине и предоставляли некоторые привилегии монастырю.

Страницы былого
Вначале большинство зданий монастыря строили из дерева и только во второй половине XVII в. на Левобережье Украины были созданы крупные архитектурные ансамбли. В этих строениях в яркой форме проявились характерные черты архитектуры того времени. Мгарский монастырь стал образцовым в этом отношении. В состав монастырского комплекса, окруженного каменной оградой, входили воздвигнутые в разное время Преображенский собор, келии, дом игумена, гостиница. Их дополнили Благовещенская церковь и колокольня над въездными воротами.
Монастырь занимал видное место в истории и духовной культуре Украины. Игумен Исаия (Копинский) создал здесь братство, активно противостоящее окатоличиванию левобережных украинцев. За свои века обитель видела многих выдающихся людей своего времени. Так, в 1663 г. во Мгари под именем монаха Гедеона находился сын Б. Хмельницкого — Юрий, будущий гетман Украины. В 1781–1786 гг. игуменом монастыря был Мелхиседек (Значко-Яворский), идейный вдохновитель Колиивщины. Посещали монастырь Петр І, И. Мазепа, выдающиеся деятели Православной Церкви.
Мгарский монастырь оказал значительное влияние на духовное становление преподобного Паисия Киево-Печерского (уроженец г. Лубны), настоятеля Святогорской Успенской пустыни архимандрита Германа, Oптинского игумена Феодосия (Попова) и многих других. Обитель посещали знаменитые писатели А. С. Пушкин и Т. Г. Шевченко, побывавший в этих местах и вспоминавший о них в повести «Близнецы».
На территории обители нашли свой вечный покой Константинопольский патриарх Серафим (Анин) (1799), Киевский митрополит Иосиф (Нелюбович-Тукальский) (1676), архиепископ Тобольский Амвросий (Келембет) (1826), епископ Полтавский, а затем и Псковский Мефодий (Писнячевский). Многие из посещавших монастырь становились его ктиторами, среди них и гетман И. Самойлович.

Чудотворец святитель Афанасий
25 февраля 1654 г. в обитель прибыл Константинопольский патриарх Афанасий, неоднократно останавливавшийся здесь по пути из Москвы. Он был торжественно и гостеприимно встречен игуменом и братией. Когда игумен Петроник подошел к нему под благословение, патриарх признался: «Желает душа моя в этом монастыре грешное тело мое погребсти». Его пророчество сбылось.
Имя Лубенского чудотворца святителя Афанасия, Вселенского патриарха (1597–1654), хорошо известно в православном мире. Родился на о. Крит в благочестивой греческой семье. Несмотря на знатное происхождение, он избрал тернистый путь Христов. Святость его деяний привлекала множество христиан, желавших видеть истинного проповедника Православной веры. Афанасию довелось побывать во многих краях, совершить паломничество ко святым местам. Последние дни жизни ему суждено было провести во Мгари. Возвращаясь из утомительной поездки, чудотворец заболел и остановился в Преображенском монастыре, где и умер 5 апреля 1654 г.
Чувствуя приближение кончины, святитель Афанасий составил духовное завещание, в котором распределил часть дарованной им милостыни по разным церквам и монастырям, греческим, молдавским и румынским, оставив некоторую часть Мгарской обители, как залог своей благодарности за ее гостеприимство. Согласно завещанию был погребен по греческому обычаю восточных патриархов в сидячем положении в склепе Преображенского собора монастыря. На него одели священные одежды, в руку вложили посох и посадили в кресло. А на гробнице сделали такую надпись: «Сын! Если ты почтителен, не проходи мимо отца без поклону: он был чутким, отзывчивым на людское горе пастырем апостольского трона, и по смерти своей молится за паству свою пред Пастырем пастырей Христом».
Такое необычное для Руси захоронение послужило поводом назвать чудотворца «Афанасием Сидящим». Спустя много лет митрополит Паисий, посетив монастырь, попросил показать гробницу святителя, и, когда ее вскрыли, мощи Афанасия оказались нетленными. В 1662 г. этот святитель был прославлен в сонме святых. Празднование ему было установлено 2 мая (15 мая по н. ст.), в день памяти тезоименитого святителя. От мощей святого патриарха Афанасия были явлены многочисленные чудеса и исцеления.
Слава о целительной силе Афанасия Сидящего распространилась далеко за пределы Лубенщины. Тысячи людей шли во Мгарский монастырь с верой и надеждой. По сведениям украинского историка Яворницкого, жена знаменитого атамана Запорожской Сечи И. Сирко, которая часто болела и долго искала исцеления в Киево-Печерской Лавре, получила его во Мгари от святителя Афанасия. Из других сведений известно, что в мае 1813 г. в монастырь из Москвы прибыла княгиня Волконская. Тяжелобольную положили на ковре в церкви при мощах святителя, где она слушала Литургию и молебен, а затем ее отнесли в гостиницу. Услышав благовест к вечерне, страждущая, к изумлению всех богомольцев, поднялась, самостоятельно пришла в храм и стала здоровой. Жительница Харькова Мария несколько лет страдала слепотой. В сопровождении родных она приехала в обитель угодника Божия Афанасия и там, в апреле 1844 г., поклонившись мощам святого во время Херувимской песни, прозрела на один глаз… Икона Лубенского чудо­творца, его мощи и по сей день являются исцеляющими святынями края.

Летопись монастыря
В XVII–XVIII вв. была создана летопись Мгарского монастыря, содержащая ценные сведения по его истории. Она написана монахами монастыря, а также светскими лицами. Рукописи хранятся в научных библиотеках страны (в Харькове и Киеве).
Кроме того, монастырь имел различные документы, касающиеся происходивших в нем событий за 1668–1775 гг. Частично его историю (период 1728–1775 гг.) написал полковой писарь Лубенской канцелярии Г. Галич. Здесь также содержится интересная информация о сооружении храмов обители, составленная историком А. Лазаревским. Монастырь пострадал от опустошительных пожаров 1726 и 1785 гг., но каждый раз с Божией помощью возрождался вновь.

Архитектурный ансамбль обители
А теперь обратим внимание на те храмы и объекты, которые ныне являются собственностью монастыря и расположены на его территории. Главным сооружением обители является величественный Спасо-Преображенский собор. Вначале на этом месте существовала деревянная церковь (1628), разобранная в 1684 г. По инициативе гетмана И. Самойловича был заложен каменный храм (прямоугольный, с башнями, трехнефный, шестистолпный), освященный в 1692 г. Он построен по образцу собора Троице-Илиинского монастыря в Чернигове по проекту архитектора И. Баптиста совместно с инженером М. Томашевским. Завершил строительство мастер А. Пирятинский. В 1728 г. тут обвалились склепы, потом в 1736 г. в соборе произошел пожар, после чего он был отремонтирован.
Во время восстановления, в середине XVIII в., собор получил пятикупольное завершение, а его фасад и интерьер были украшены лепными барельефами. В 1762–1765 гг. мастер С. Шаламов изготовил многоярусный резной иконостас. В росписи монастырских храмов принимал участие известный живописец И. Максимович, уроженец Пирятина (1679–1745). Он автор настенных росписей в Золотоношском и Переяславском монастырях, Свято-Успенском соборе Киево-Печерской Лавры (не сохранились).
К строительству колокольни в стиле барокко приступили в 1785 г. (завершено в 1837–1844 гг.). Она каменная, трехъярусная. Первый ярус—квадратный в плане, с закругленными краями, украшен четырехколонными портиками дорического ордера. Второй и третий — с арковыми проемами и двойными колоннами ионического и коринфского ордера. Колокольня увенчана полусферическим куполом. Кстати, она была сооружена на том месте, где любил молиться святитель Афанасий. Во время гражданской войны колокола были сняты и переплавлены.
В 1786 г. возведен дом игумена, перестроенный в XIX в. Он выполнен каменным, двухэтажным, в стиле классицизма. В конце XIX ст. в монастыре была сооружена Благовещенская церковь в псевдовизантийском стиле: каменная, крестообразная в плане, увенчанная шатром на восьмигранном барабане. В интерьере сохранились остатки масляной живописи. К монастырю был приписан скит, в котором в 1889–1891 гг. вместо часовни построена каменная однокупольная Афанасиевская церковь, обнесенная стеной.

Гибель сынов Христовой Церкви
XX в. пришел во Мгарь чередой жестоких кровопролитий. Оголтелые энтузиасты «великой революции», ворвавшись в монастырь, совершили зверский акт насилия. Архивы свидетельствуют о том, что братия Мгарского монастыря не раз подвергалась гонениям и притеснениям.
В августе 1919 г. Лубны многократно переходили из рук в руки. Когда власть захватили красные, они взяли под охрану мост через Сулу. Монахи помогли деникинцам переправиться через реку возле монастыря, и те неожиданно ворвались в город. На следующий день снова вошли красноармейцы. Вечером, когда в монастыре шла подготовка к богослужению, сюда прибыли большевики. Они арестовали игумена Амвросия, 17 монахов, под конвоем отправив их в Лубны и прихватив с собой пару волов, груженных десятками пудов зерна. На следующий день всех повели этапом на железнодорожную станцию. Уже в сумерках по дороге их нагнал отряд особого назначения. К настоятелю подошел командир и с криком «Довольно тебе обманывать нас!» выстрелил в него в упор. Затем озверевшие «строители новой жизни» расстреляли остальных монахов.
Об этом рассказал иеродиакон Исаакий, который чудом остался в живых. После выстрелов он упал, но в темноте не заметили, что он живой. Тела расстрелянных монахов были принесены в монастырь и похоронены на монастырском кладбище возле скита. На месте погребения мучеников, за алтарем скитской церкви, установлен крест.

Столичные грабители
В 1922 г. в Лубнах местные власти приступили к изъятию церковных ценностей. Все проходило относительно спокойно. Но вот из Харькова (столица Украины с 1919 по 1934 гг.) в монастырь прибыл уполномоченный комиссар с группой поддержки, чтобы изъять раку Афанасия Сидящего. Дело в том, что эта драгоценная реликвия была изготовлена из чистого серебра, а вес ее составлял 4 пуда и 10 фунтов. Население г. Лубны и прилегающих районов поспешило прийти на помощь, чтобы защитить раку от преступного хищения. Люди окружили храм и преградили путь грабителям к мощам святого. Непрерывно шла служба, а народ все прибывал…
Власти решили провести у стен монастыря военные учения со стрельбой, но это не повлияло на решительность людей. Однако комиссарам помогло то обстоятельство, что тогда шла жатва, и большинство населения вынуждено было вернуться к своей земле. Применив силу, властям удалось захватить раку и доставить ее в Харьков. Опасаясь политических и иных осложнений, они не решились переплавить ее. В Благовещенском кафедральном соборе Харькова рака хранится до сих пор…
Началась новая эпоха — время попрания святынь и гонений на христиан. В монастыре организовывали колонию детей «врагов народа», потом дисциплинарный батальон и военные склады. В его стенах некогда располагался даже пионерский лагерь. Варварское отношение продолжалось вплоть до мая 1993 г., когда Мгарский монастырь в полуразрушенном, оскверненном состоянии вернули Православной Церкви.

Годы долгожданные и памятные
Братия бережно, по крупицам восстанавливала здания некогда величественного Мгарского монастыря. До наших дней сохранились: Преображенский собор, колокольня, Благовещенская церковь, руины настоятельского корпуса, келейный корпус XVIII в., скитская церковь во имя святителя Афанасия, часть старой ограды.
За прошедшие годы в монастыре уже многое сделано. Разрослось его хозяйство. Уповая на Бога и Пре­святую Богородицу и молитвенное предстательство святителя Афанасия, монахи и послушники Мгарского монастыря самоотверженно трудятся и незримо для мира совершают подвиг святой молитвы на этой древней многострадальной земле.

Свершилось с Божией помощью
Жизнь Мгарского монастыря постепенно налаживается. В феврале 1994 г. впервые за многие десятилетия здесь раздался колокольный звон, о чем с особым благоговением вспоминают братия и прихожане.
В своем дневнике иеромонах Иларион писал: «15 мая 1993 г. Служится первая Литургия в день памяти святителя Афанасия… Обедня совершается в Спасо-Преображенском соборе. На фоне варварски поврежденных фресок и опавшей штукатурки ярко выделяется свежей зеленью трава, набросанная на земляной пол собора. Весенний запах свеже­скошенной травы, смешиваясь с запахом ладана, создает необычный, но приятный аромат, и в сердца людей, пришедших на этот праздник, вселяется надежда. До 20 декабря богослужения проходят в скиту, от холода сводит пальцы. 20 декабря 1993 г. Первая служба в Теплой церкви. Наконец запустили отопление, в церковь и трапезную пришло живительное тепло. 2 февраля 1994 г. Впервые зазвонил колокол. 13 февраля 1994 г. Первое пострижение в монахи. 15 февраля 1994 г. Первое причастие первых монахов».
Согласно принятому монастырскому уставу ранняя Литургия начинается в 6.00. Вечернее богослужение — в 17.00. Совершаются две трапезы — в 12.00 и в 20.00. После трапезы — вечернее молитвенное правило, с окончанием которого братия отправляется на отдых. Днем — послушания: в деревообрабатывающем цехе, в поле, в коровнике. Есть и пасека. Кстати, отведать монастырского меда может любой посетитель. Во Мгари также существует женский скит.
В 1999 г. возле с. Дмитровка был основан скит Мгарской обители, преобразованный в Потоцкий Антоние-Феодосиевский мужской монастырь. При нем организован детский летний лагерь. В любое время года обитель принимает паломников, тут можно остановиться на ночлег.
На сегодняшний день отреставрированы Благовещенский храм обители, скитский храм во имя святителя Афанасия, а также монастырская трапезная; проводятся внутренние работы, художники обновляют древние иконописные изображения, воссоздают иконостасы. В настоящее время монастырь имеет пахотные земли, свое животноводческое и птицеводческое хозяйство, пекарню, занимается издательской деятельностью.

Лев Кудрявцев

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s