Куда идти грешнику?


«Уважаемая редакция “Церковной православной газеты”!
Прежде всего, хочу поблагодарить Вас за ответы на мои вопросы, а также считаю своим долгом ответить на вопросы, адресованные мне в предоставленных ответах.
Особенно благодарна матушке Евтропии за четкий, глубокий, убедительный ответ о значении «Литературной страницы». Хотелось бы, чтобы каждая эта страница оказывала благотворное влияние на душу каждого человека, хотя, по моему мнению, это не всегда удается. Например, размещение в последнем номере рассказа А. Куприна «По-семейному», — на мой взгляд, очень неудачное.
Здесь нет переломного момента в сознании героини, понимания ею отвратительности и мерзости своей жизни и необходимости покаяния. Сегодня героиня рассказа, блудница, была в храме и устраивает для чужих людей обед по-семейному, а завтра она заработанные отвратительным путем деньги раздаст нищим или пожертвует их в храм. Таких людей вокруг нас много. Они совершают смертные грехи и, чтобы оправдать себя, делают хорошие дела. И очень редко, единицам из тысяч, удается вырваться из пропасти, бездны этого вязкого, засасывающего болота, из плена греха, в приведенном случае — греха блуда. С ним переплетается грех само­оправдания — тоже страшный грех. И поэтому такие люди, как героиня рассказа, вызывают у меня страх и опасение.
Я знаю одного мужчину, который уже около 30 лет находится в плену греха блуда, и все это время делал и делает хорошие и полезные дела для людей (даже поучиться у него можно), то есть человек имеет две стороны — светлую и темную. И своей светлой стороной, хорошими поступками на благо людей, помощью нуждающимся (он и в храм ходит), искренностью, интеллигентностью соблазняет женщин, делая их своими жертвами. А те, которые не знают его темной стороны, утверждают в один голос: «Какой хороший, просто Божий человек!», не ведая того, что «…сам сатана принимает вид Ангела света» (2 Кор. 11: 14).
И он, этот бедный человек, верит, что на небесных весах его хорошие дела перевесят смертный грех. Я молюсь за него, но покается ли он, знает только Господь Бог».

Тамила Атаманюк, г. Киев

Отвечает монахиня Евтропия (Бобровникова):

Мне кажется, наша читательница не поняла смысла рассказа. Автор ни в коей мере не пытается оправдать образ жизни своих героев. Но он показывает нам, что в душах и этих опустившихся, «вконец изжеванных и изглоданных неудачной жизнью» людей живет тоска по чистоте, по святости. Да, Зоя Крамаренкова, это «самое несчастное, самое глупое и наивное, самое безвольное существо», идет в храм. А куда идти грешнику? Может, как раз покаянные чувства подсказали ей в простоте сердечной «по-семейному» пригласить к себе одиноких и отверженных людей? И их сердца откликнулись благодарностью. Но трагизм ситуации в том, что общество их уже осудило и отбросило. И будущий прокурор их осудил, цинично и гнусно. Он, очевидно, мнил себя примерным христианином, образцом нравственности.
Как часто мы судим других, с какой легкостью мы можем сказать, что «такие люди вызывают у меня страх и опасение». Не страшнее ли такая безапелляционность в наших оценках?
По-моему, этот рассказ напоминает всем нам, считающим себя лучше и праведнее других, о том, что мытари и блудницы вперед нас идут в Царство Божие (см.: Мф. 21: 31). Часто люди, к которым мы относимся свысока, если не с презрением, в нравственном смысле стоят много выше нас. Жестокосердие — вот то, что прежде всего отлучает от любви Божией — Светлой Пасхи Христовой (не случайно события в рассказе происходят в пасхальную ночь). К сожалению, мы часто поступаем, как «сссуслики», предвосхищая Божий суд, не видя в людях Его образа, отвращая их от Его Церкви. Думаю, именно в этом смысл рассказа Куприна.

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s