Исповедуем жертву–Христа


«Уважаемая редакция “Церковной православной газеты”!
Дело в том, что моя коллега по работе, свидетельница Иеговы, видя, как я накладываю на себя крестное знамение до и после обеда, и что я ношу нательный крестик (причем спрятанный под одеждой), всякий раз не упускает возможности упрекнуть меня: мол, грех носить предмет распятия на своей шее, а если сильно хочется подчеркнуть свою религиозность, то лучше “украсить” ее “рыбкой” (ссылаясь при этом на Ветхий Завет). “Да и вообще, — спрашивает она, — откуда у вас, православных, эта традиция — осенять себя крестным знамением?”
Что я могу ей ответить?»

Отвечает протоиерей Николай Баранов:

Верующий человек ежедневно, во время утренних и вечерних молитв, во время богослужения и перед вкушением пищи, перед началом всякого дела, изображает на себе знамение Животворящего Креста Христова. Это — один из древнейших обычаев.

Первое письменное упоминание о крестном знамении находится в трудах знаменитого карфагенского церковного учителя Тертуллиана. В трактате «О венце воина» (ок. 211 г.) он пишет: «Путешествуя и передвигаясь, входя в помещение и выходя из него, обуваясь, принимая ванну, за столом, зажигая свечи, ложась, садясь, при всем, что мы делаем — мы должны осенять свой лоб крестом». В другом своем произведении «К жене» Тертуллиан, увещевая христианку не выходить замуж за язычника, спрашивает: «Сможешь ли ты тайком крестить постель и свое тело?».

Интересное свидетельство о древности крестного знамения находится в третьей главе «Луга духовного» преподобного Иоанна Мосха. «Когда пресвитер монастыря Пентуклы Конон покинул обитель, его встретил Иоанн Креститель, который кротко сказал ему: «Возвратись в монастырь, и я избавлю тебя от брани». Авва Конон отказался. Тогда святой Иоанн посадил его на один из холмов и, раскрыв его одежды, трижды осенил его крестным знамением». Это повествование косвенно указывает на то, что образ креста использовался от начала христианства. Преподобный Иоанн Дамаскин в «Точном изложении православной веры» пишет о Кресте: «Он дан нам в знамение на челе, как Израилю обрезание». Если обрезание Бог дал через Авраама, то, очевидно, крестное знамение Он дал через апостолов.
Следует отметить, что в Древней Церкви крестом осенялся только лоб. Описывая литургическую жизнь Римской Церкви в III в., священномученик Ипполит Римский пишет: «Всегда старайся смиренно осенять свой лоб крестным знамением». Об употреблении одного перста в крестном знамении говорят: святитель Епифаний Кипрский, блаженный Иероним Стридонский, блаженный Феодорит Киррский, церковный историк Созомен, святитель Григорий Двоеслов, преподобные Иоанн Мосх и Андрей Критский. Согласно выводам большинства современных исследователей, осенение лба (или лица) крестом возникло еще во времена апостолов и их преемников.
Приблизительно к IV в. христиане стали осенять крестом все свое тело, то есть появился известный нам «широкий крест». Однако наложение крестного знамения в это время все еще сохранялось единоперстное. Более того, к IV в. христиане начали осенять крестом не только себя, но и окружающие предметы. Так, современник этой эпохи преподобный Ефрем Сирин пишет: «Животворящим крестом осеняются наши дома, наши двери, наши уста, наша грудь, все наши члены. Этот крест вы, христиане, не оставляйте ни в какое время, ни в какой час; пусть он с вами будет во всех местах. Без креста ничего не предпринимайте; ложитесь ли спать или встаете, работаете или отдыхаете, едите или пьете, путешествуете на суше или плаваете по морю — постоянно украшайте все ваши члены этим живоносным крестом».
В IX в. единоперстие постепенно стало заменяться двуперстием, что было обусловлено широким распространением на Ближнем Востоке и в Египте ереси монофизитства. Когда появилась ересь монофизитов, то она воспользовалась дотоле употреблявшейся формой перстосложения — единоперстием — для пропаганды своего учения, потому что видела в единоперстии символическое выражение своего учения о единой природе во Христе. Тогда православные, вопреки монофизитам, стали употреблять в крестном знамении двоеперстие в качестве символического выражения православного учения о двух природах во Христе. Так произошло, что одноперстие в крестном знамении стало служить внешним, наглядным признаком монофизитства, а двоеперстие — Православия. Тем самым во внешние формы богопочитания Церковь вложила глубокие вероучительные истины.
К XII в. борьба с монофизитами закончилась и двоеперстие утратило свой демонстративный и полемический характер. Однако двоеперстие роднило православных христиан с еретиками-несторианами, которые также употребляли двоеперстие. Желая внести изменение во внешнюю форму своего богопочитания, православные греки начали осенять себя троеперстным крестным знамением. Церковный историк Н. Ф. Каптерев размышляет: «Греческая константинопольская церковь, желая и самой формой перстосложения отличаться не только от монофизитов-одноперстников, но и от несториан, всегда строго державшихся двоеперстия, заменила у себя двоеперстие более естественным и свойственным каждому христианину троеперстием, как выражающим главный, основной догмат христианства — учение о святой Троице». Таким образом, в грекоязычных Поместных Православных Церквах (Константинопольской, Александрийской, Антиохийской, Иерусалимской и Кипрской) двоеперстие было полностью заменено троеперстием приблизительно в конце XIII в.
Киевская Русь приняла Крещение от Византии в тот период, когда, по мнению Н. Ф. Каптерева, «двоеперстие в крестном знамении признавалось единственно правильным и всеми употреблялось, как внешний видимый для всех знак принадлежности известного лица к Православной Церкви». И только в XVII в., во время реформ патриарха Никона, в Русской Церкви было введено троеперстие, позднее утвержденное решениями Соборов.
Таким образом, мы видим, что традиции изображения крестного знамения со временем менялись, что было обусловлено, в основном, внешними, историческими причинами. Православная Церковь никогда не определяла ту или иную форму крестного знамения как догмат.
Крест Христов в жизни каждого христианина имеет основополагающее значение. Изображая на себе знак Креста, мы исповедуем веру в Иисуса Христа, Который принес Себя в жертву за грехи мира. Кроме этого, при осенении себя крестным знамением мы освящаем наш ум, чувства и всю свою деятельность. Поэтому крестное знамение требует от нас глубокого, вдумчивого и благоговейного отношения. Святитель Иоанн Златоуст говорит: «Когда знаменуешься крестом, то представляй всю знаменательность креста… Не просто перстом должно изображать его, но должны сему предшествовать сердечное расположение и полная вера».

Анна Астахова

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s