Имя сей звезде — «полынь»


Апокалипсис. Русская икона,
2-я пол. XVI в.

«В связи с трагической датой в истории нашего государства — 25‑летием аварии на Чернобыльской АЭС — все чаще вспоминают слова из Апокалипсиса Иоанна Богослова: “Третий ангел вострубил, и упала с неба большая звезда, горящая подобно светильнику, и пала на третью часть рек и на источники вод. Имя сей звезде «полынь»”. Действительно ли данные слова относятся к этой аварии? Что на самом деле они обозначают?»

Илья Лариченко, г. Черкассы

Последней книгой Нового Завета является Откровение апостола Иоанна Богослова. Она также именуется Апокалипсисом (от греческого ἀποκάλυψις — раскрытие, откровение).
В Откровении описаны события, которые произойдут перед Вторым пришествием Господа Иисуса Христа на землю и будут сопровождаться многочисленными катаклизмами и чудесами. Архиепископ Аверкий Таушев отмечает, что «Апокалипсис — книга таинственная, весьма трудно поддающаяся правильному пониманию и истолкованию, вследствие чего уставом церковным не положено чтений из нее во время Богослужения».

Пытливый человеческий ум неоднократно стремился проникнуть в смысл и значение загадочных видений Откровения. Так, в частности, после аварии на Чернобыльской АЭС многие стали говорить о звезде «полынь». «Третий Ангел вострубил, и упала с неба большая звезда, горящая подобно светильнику, и пала на третью часть рек и на источники вод. Имя сей звезде “полынь”; и третья часть вод сделалась полынью, и многие из людей умерли от вод, потому что они стали горьки» (Откр. 8: 10–11). Растение «полынь обыкновенная» имеет второе наименование — чернобыль или чернобыльник, происходящее от черноватого стебля. Отсюда и возникло мнение, что в указанном выше тексте речь идет о страшной атомной катастрофе.
Каждому человеку следует знать, что любое толкование Священного Писания требует духовной зрелости и специальной богословской подготовленности. Иначе легко можно отклониться от истины и повредить своей духовной жизни. Поэтому необходимо пользоваться, прежде всего, творениями святых отцов и авторитетных православных экзегетов. Особенно ценным из свято­отеческих трудов по исследованию Откровения является «Толкование на Апокалипсис» святого Андрея, архиепископа Кесарийского, которое представляет собою итог всего понимания Апокалипсиса в период до Первого Вселенского Собора. Из современных экзегетов следует отметить труд архиепископа Аверкия Таушева «Апокалипсис, или откровение святого Иоанна Богослова. История написания, правила для толкования и разбора текста».
Святой Андрей, размышляя над тестом Откровения, говорит: «Горечь, обозначаемая полынью, как утверждают некоторые, означает скорбь, поражающую грешников, мучимых в геенне; по обширности своей она правдоподобно и правильно названа водами. Но мы думаем, что этим указывается и на скорби последних дней. Звезда или означает, что все это идет с неба, или указывает на диавола, как о нем говорит пророк Исаия: «как упал ты с неба, денница, сын зари!» (Ис. 14: 12). Так как диавол, напояя людей чрез удовольствия горьким развращением, по попущению Божию наводит и скорби, хотя не на всех, но по долготерпению Божию на третью часть, для того, чтобы неверие в загробное во­здаяние не привело нетерпеливых к душевной смерти. На оставшихся же в живых пред кончиной сбудется все горькое, видимое наступление чего Господь раскрыл для нашего вразумления. И если мы не хотим быть осужденными Им, то должны сами осудить себя, согласно словам божественного апостола: «…ибо если бы мы судили сами себя, то не были бы судимы» (1 Кор. 11: 31).
Владыка Аверкий так размышляет над 10‑м и 11‑м стихами 8‑й главы: «Некоторые думают, что это метеор упадет на землю и произведет отравление водных источников на земле, которые сделаются ядовитыми. А может быть, это тоже один из новоизобретенных способов будущей страшной войны».
Архимандрит Никифор Бажанов в Библейской энциклопедии отмечает, что «полынь — растение, несколько видов которого, как известно, растут в Палестине и которые все отличаются своею крайнею горечью, а быть может, и вредно отзываются на здоровье тех, которые употребляют полынь. Посему‑то слово «полынь» часто соединяется со словом «яд» (см.: Втор. 29: 18). Священное Писание представляет нечестие и пороки человеческие под видом полыни, как крайне горькие по их последствиям (см.: Амос 5: 7; 6: 12), и изображает тягость наказания Божия, которое постигает всякого человека грешного в следующем выражении: «говорит Господь Саваоф, Бог Израилев (об иудеях); вот, Я накормлю их, этот народ, полынью, и напою их водою с желчью» (Иер. 9: 15), и в другом месте пророк Иеремия говорит: «Помысли о моем страдании и бедствии моем, о полыни и желчи» (Плач. 3: 19)».
Сегодня Церковь особо подчеркивает, что причиной катастроф являются человеческие пороки. Поэтому и Чернобыль, и Фукусима (эту трагедию уже называют вторым Чернобылем) могут в какой‑то мере быть соотнесены с пророчеством Апокалипсиса. Однако однозначно утверждать, что звезда «полынь» указывает именно на эти трагедии, мы не можем.
Архиепископ Аверкий Таушев говорит: «Справедливо замечание одного толкователя, что содержание Апокалипсиса только постепенно будет становиться понятным, по мере наступления событий и исполнения пророчеств, в нем предреченных. Правильному пониманию Апокалипсиса, конечно, больше всего мешает отход людей от веры и истинно христианской жизни, что всегда ведет к притуплению, а то и полной утрате духовного зрения, необходимого для правильного понимания и духовной оценки совершающихся в мире событий».

Подготовил протоиерей Николай Баранов

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s