Творец благословляет познавать. Церковь и научно-технический прогресс


Прогресс науки и техники — одна из характерных черт современной цивилизации. Видимо, в нашей истории не было века, подобного ХХ-му, — когда так разительно изменились обстоятельства человеческого бытия. Быт, транспорт, средства общения, способы проведения досуга (прежде всего благодаря телевидению и Интернету) стали совершенно иными.
Но существует общность, которая, как представляется, резко контрастирует с таким быстро меняющимся характером жизни. Это — Церковь. Кажется, все в Церкви далеко от современности — и храмы, и одежда священно- и церковнослужителей, и стиль общения, и обычаи.

Противопоставление суетности современного мира слаженной гармонии мира духовного подталкивает нас к резкости оценок. Верующим современная цивилизация и технический прогресс кажутся явным злом, поскольку отдаляют людей от традиционного христианского уклада, расставляют коварные ловушки на пути ко спасению. Современному светскому человеку обычаи и стиль церковной жизни представляются явным анахронизмом, поскольку якобы неадекватны современности. И тогда духовный поиск, который является внутренним, имманентным свойством каждого человека, часто приводит его к тем религиозным группам, которые декларируют свою “прогрессивность” и удаленность от “ретроградной” консервативной традиции.
Как правильно совместить традиционный христианский консерватизм с открытостью к современности? Как избежать соблазна априорного осуждения технического и научного развития — неотъемлемого свойства цивилизации? Об этом пойдет речь в нашей статье.
Сложилось так, что уже около полутора тысяч лет именно христианская европейская цивилизация (отсчет ведем от периода угасания античности) задает темп научному прогрессу человечества. Насколько это закономерно или, может быть, случайно? Ведь стартовые условия различных цивилизаций человечества в V–VI вв. (здесь можно вспомнить и Индию, и Китай, и доколумбову Америку) были примерно одинаковыми.
Существует достаточно точный ответ на этот вопрос. В разных языческих цивилизациях — как в дохристианских, так и в более поздних — восприятие времени было статическим или циклическим. Из-за этого задача развития, совершенствования общества не осознавалась, она просто не ставилась. А что же христиане? Возможно, и они призыв Христа к полному совершенству («будьте совершенны, как Отец ваш Небесный» (Мф. 5: 48)), к единению с Богом воспринимали только, как задачу для отдельной личности или общества?
Нет, история свидетельствует, что время в христианском обществе воспринимается как стрела с определенной целью, а теперь, или ныне, переживается как обостренная коллективная ответственность перед неизбежным и очень скорым пришествием Спасителя. Надо успеть! И поэтому в каждую эпоху христианское общество стремится дать достойный ответ Ему, создавая шедевры, вроде бы и не имеющие явного практического значения.
Здесь прежде всего речь идет о Высоком Средневековье, когда и в Византии, и на Руси, и в Западной Европе человечество творчеством своих гениев воздает хвалу Творцу: византийская и русская иконы, григорианский хорал и знаменный распев, готические соборы и византийская София. Но и при переходе к Новому времени труд выдающихся мыслителей и ученых не был ни любопытством, ни средством себя прокормить, а скорее — способом религиозного познания Божия мира. Люди, которых считают создателями современной науки, — начиная от Коперника и Паскаля, через Ньютона, Лейбница, и до Гаусса, Карла Линнея, Менделеева, Пулюя и даже Дарвина — были верующими, и часто — глубоко верующими.
Конечно, здесь оппонент всегда найдет основания для возражений, вспомнив инквизицию, суды над Галилеем, Джордано Бруно и т. д. Да, тут не обошлось без ошибок и наивной уверенности, что схоластические богословствования и мудрования вроде древнего Аристотеля способны ответить на все вопросы (чем злоупотребляли в основном на христианском Западе). Были даже преступления. Но самое главное: христианская вера дает человеку внутреннюю свободу к познанию мира Божия, и христианство дало человечеству светлую надежду на то, что Творец благословляет познавать и творить Своему творению — человеку, а познание мира, его преображение согласно постигнутым Божиим законам и является такой благодатной человеческой деятельностью.
Можно ли сказать, что научное и техническое творчество — безусловно благое дело? Конечно, нет. Смертоносные изобретения XX в. поставили нас перед угрозой всеобщего уничтожения. Наука, прогресс ни в коей мере не являются панацеей, предотвращающей деградацию. Но, на наш взгляд, они не являются и ускорителями упадка цивилизации. Технический прогресс никак не остановить. И каменный топор, и порох, не говоря уже о расщепленном атоме, можно использовать в различных целях. Высокообразованного знатока технических наук (как и мало­образованного рабочего) отдаляет от Бога не образование или его отсутствие, а тщеславие, эгоизм, духовная бедность, неспособность воспринять собственные таланты как Божии дары, за которые мы несем ответственность.
Поэтому диалог Церкви с наукой, особенно с ее передним краем — там, где ученые пытаются “заглянуть за горизонт” (конечно, с почтительным осознанием ограниченности человеческого разума перед Божией премудростью), является актуальным и важным. Ведь только в Церкви сполна открывается Тот, Который является Творцом всякого знания и непостижимых тайн…
Протоиерей Богдан Огульчанский,
кандидат физико-математических наук

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s