Традиции апостольской веры, или Что есть столп и утверждение истины?


“Подскажите, как объяснить людям, которые находятся в поисках веры, в чем разница между Церковью и сектой?”.
Игорь Коваленко

Отвечает игумен Сильвестр (Стойчев), преподаватель КДАиС:
Провести различия между Церковью и сектой можно по многим параметрам. Не следует думать, что сектантство как явление религиозной жизни появилось в последнее время. Уже в древности было немало сект, противопоставляющих себя Церкви.
Вне зависимости от времени появления того или иного протестантского движения, можно выделить несколько важных отличий Церкви от секты. Прежде всего – это вероучение. Каждый раз секты акцентируют отличие своего учения от учения Церкви. Это характерный аргумент для адептов, предлагающих обоснование неприятия Церкви в том смысле, что, мол, у православных вера неистинная, а мы, дескать, “следуем Писанию”.
Однако налицо сам факт множественности сект, обвиняющих Церковь в отходе от евангельской веры. При этом они – секты – непримиримы друг с другом.
Разношерстность их религиозных взглядов приводит к исчезновению такого важного принципа вероучения, как традиция веры: “Ибо я первоначально преподал вам, что и сам принял” (1 Кор. 15: 3). В свою очередь отсутствие традиции веры ведет к расшатыванию фундаментальных оснований вероучения.
Любимая подавляющим большинством сектантов ссылка на то, что они следуют только Писанию, ставит вопрос понимания священного текста. Апостол Павел сказал: “Все Писание богодухновенно” (2 Тим. 3: 16). А апостол Петр указывает: “никакого пророчества в Писании нельзя разрешить самому собою. Ибо никогда пророчество не было произносимо по воле человеческой, но изрекали его святые Божии человеки, будучи движимы Духом Святым” (2 Пет. 1: 20–21). Очевидно, что Писание вдохновленное Духом Святым, может быть понято только при просвещении Им же, что и может произойти только в Церкви, которая есть “Церковь Бога живаго, столп и утверждение истины” (1 Тим. 3: 15). Естественно, принадлежность к Церкви дает возможность при личном совершенствовании быть просвещенным Духом и уразуметь Писание.
Как же быть в случае с внецерковным чтением Писания? Получается комичная ситуация: купил Библию в книжном магазине и начал читать. Например, скажем, Петров понял по-своему и организовал петровцев, Сидоров – по-своему, организовав сидоровцев, и т. д. Попытка понять Писание вне контекста благодатной традиции Церкви приводит к множественности толкований, а соответственно – множественности исповеданий. И главное: в таком случае уничтожается важнейшее условие понимания Писания – просвещенность Святым Духом и следование традиции веры. Где гарантия верного понимания Писания и сохранение чистоты веры? Апостол Павел выражает это в известных словах: “Но если бы даже мы или Ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам, да будет анафема” (Гал. 1: 8).
Ключевым в этом тексте является выражение “проповедовали мы”: все, что слышат галаты, должно перепроверять верностью, соответствию апостольской проповеди. А как это сделать, если нет традиции веры, если основатель секты здесь первое звено?! Верностью какой проповеди должны и могут быть перепроверяемы его слова? Конечно, можно ссылаться на то, что именно в их общине Писание понимается правильно, но сам факт удивительного количества таких заявлений в истории христианства, различия пониманий, бесконечного дробления сектантских движений (как раз по поводу верности Писанию!) явно говорит о чисто человеческом происхождении сектантских движений. В свою очередь постоянство традиционной Церкви служит доказательством обратного – она подлинно стоит “на основании Апостолов и пророков, имея Самого Иисуса Христа краеугольным камнем” (Еф. 2: 20).
Немаловажным является жизненный нерв любого сектантского движения – противопоставление. Оно всегда вопреки, в противовес. Это порождает идею избранничества, элитарности. Более того, агрессивное отвержение распространяется не только на Церковь, но и вообще на все социальное окружение. И если в Писании Господь и Апостолы на вопросы политические (см.: Мф. 22: 21) и юридические (см.: Лк.: 12: 13) прямых ответов не давали, то сектантство дает радикальные ответы в подобных случаях: не служи, не ходи, не общайся… В результате происходит отчуждение не только от традиционного христианского общества, но и от всего, что не является общиной: государства, соседей, семьи. Воплощается в жизнь принцип разделения, глубинной неприязни, осуждения; возникает желание разрыва социальных связей, что прямо противоречит указанию апостола: “Каждый оставайся в том звании, в котором призван” (1 Кор. 7: 20). Таким образом, налицо различия Церкви и секты в отношении сохранения традиции апостольской веры, следования евангельскому духу в вопросах духовного и практического характера; наличие в Церкви единомыслия в вопросах веры и нравственности, и отсутствие оного у адептов сектантских движений (чему доказательство – бесконечное их дробление и создание все новых и новых “церквей”). Все это приводит к мысли о чисто человеческом основании всех сект, о чем писал апостол: “Это – люди, отделяющие себя (от единства веры), душевные, не имеющие духа” (Иуд. 1: 19).

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s