О страшных событиях 1961 г. помнят также и те, кому тогда было не более пяти лет. Детские воспоминания и рассказы родных являются свидетельством Божиего Промысла, избавившего многих от гибели и впоследствии приведшего к вере.


Неизвестный спаситель
Мне было почти четыре года, брату — почти 15. Мы жили в частном секторе на Куренёвке, в Лютневом переулке. Помню, как мама разбудила меня, тепло одела и отпустила нас с братом на улицу, запретив спускаться вниз и вообще не отходить далеко от дома, а сама начала собирать документы и ценные вещи. Снизу, там, где находился частный сектор и где жили наши друзья, к которым мы с братом частенько бегали играть, доносился какой-то странный шум. Мы пошли туда. На всю жизнь я запомнила поток грязи, по которому плыл деревянный домик. На крыше сидел человек и что-то кричал, подняв руки. Внезапно домик перевернулся, и человека не стало. Я спросила у брата, куда он девался. Брат ответил, что утонул.

Так я узнала, что жизнь человеческая на земле заканчивается смертью.
После того как селевой поток сошел, перестал существовать частный сектор, все было покрыто пластом грязи, из которой торчали обломки разрушенных строений и человеческие останки. А еще стоял смрад. Когда я подросла, то поняла, что это запах смерти.
Моя тетя работала на шиферном заводе по улице Фрунзе и жила у нас. В то утро она уцелела только потому, что какой-то военный выхватил ее из этого грязевого потока.
Это событие навсегда запечатлелось в моей памяти. Всю жизнь я чувствую бессознательный страх перед стихией и понимаю, что Господь страшен в гневе. А моя тетя до сих пор молится за своего неизвестного спасителя.

Наталия Ракицкая, научный сотрудник

Кто-то невидимый тянул назад

В 1961 г. мы жили в частном доме на улице Копыловской, в какой-нибудь сотне метров от края Бабьего Яра. В то утро я проснулся, заслышав возбужденные голоса на кухне. Мама рассказывала бабушке: “…и такая тень мелькнула… и столбы бегут…”. Заинтригованный, я стал расспрашивать, a мама велела мне быстро одеваться – ей надо было ехать на работу, а перед этим еще отвезти меня в детский сад на улицу Почайнинскую на Подоле. Несколько трамваев стояло у остановки “Парк им. Фрунзе”. Мы вошли в один из них, но кондуктор сказала нам, что впереди все залито грязью, и трамваи ходить не будут. Мы пошли к крайнему дому на улице Фрунзе. За ним, у моста, пересекавшего яр, толпились люди: они садились в грузовики, чтобы ехать на работу. Я подошел ближе и увидел желтую глинистую воду, почти полностью наполнившую глубокий яр и мчащуюся под оградой моста. Мы вернулись домой. Мама рассказывала, что ее несколько раз будто бы кто-то невидимый тянул назад, когда она пыталась со мной сесть в кузов грузовика. Потом она узнала, что несколько машин перевернулось, и люди погибли.

Владимир Моисеенко, историк

Мама послушалась бабушку

Очевидцем Куреневской трагедии в силу возраста я не была — в то время мне исполнилось только два года. Но став взрослой, не раз слышала от мамы историю, которая случилась в тот день в нашей семье.
Мы жили на улице Петропавловской, расположенной параллельно той, по которой лился селевый поток и по которой мы с мамой должны были ехать утром в детскую поликлинику — мама записала меня к врачу и отпросилась для этого с работы. Неожиданно для всех (теперь только понимаю — Бог спас) в гости к нам приехала бабушка, мамина мама. Приехала только на один день и уговорила маму никуда меня не везти, а оставить с ней, поскольку неизвестно, когда она еще сможет нас навестить. Мама не смогла отказать бабушке (помню, она всегда обращалась к ней на “Вы”), послушалась и пошла на работу — в направлении, обратном тому, куда собиралась раньше. Таким образом, в тот трагический день, в первой его половине, когда буквально рядом с нашим домом случилась авария, никто в нашей семье (папа был в командировке в другом городе), даже не подозревал о ней…

Елена Головина, ответственный секретарь
“Церковной православной газеты”

Добавить комментарий

