Отдавая себя на служение Христу


Памяти почившего Епископа Тихона
Библейский Екклесиаст возгласил, что в нашем мире “всему свое время, и время всякой вещи под небом: время рождаться, и время умирать” (Еккл. 3: 1-2). Понимая непреходящее значение этих слов, все равно очень трудно осознавать, что Господь призвал к Себе человека, Своего архиерея, о котором думалось и говорилось как о деятеле и духовном труженике будущего, у которого было столько планов, идей и начатых проектов.

Жизненный путь епископа Тихона (Жилякова) типичен для тех представителей молодого поколения 1980-х годов, которые пришли в Православие в результате поиска духовной опоры. Он принадлежал к образованной молодежи, разочаровавшейся во всех философских построениях уходящего века безверия и обратившейся к наследию и традициям своего народа, к мировоззрению и вере своих предков.
Николай Жиляков, так звали в миру почившего архиерея, пришел к Богу напрямую из классического материализма, из системы взглядов, где во главе угла стоял только человек и только человеческая гордость. Казалось бы, идеологическая система, возглашающая первичность материи над соз­нанием, над духом, должна была убить всякий идеализм в молодом студенте Коммунарского горного института (ныне это Донбасский горно-металлургический университет). Но, наряду с обязательными произведениями классиков марксизма-ленинизма, на книжной полке у Николая стояли романы его любимого писателя Достоевского, причем не только с положенным для советской школы “Преступлением и наказанием”, но и с игнорируемыми той образовательной системой романами “Бесы” и “Братья Карамазовы”, заставляющими думать и духовно возрастать. Кроме того, будущий архиерей весьма увлекался чтением исторической литературы, что в дальнейшем подготовило почву для серьезного изучения истории Церкви.
Пытливый ум студента, а затем и аспиранта кафедры АСУ ТП (автоматические системы управления технологиями производства), по всей видимости, не удовлетворяла царившая тогда в обществе система понятий, для которой были чужды внутренние движения души, поиск причин и цели человеческого бытия.
Эти искания той точки опоры, где возможно соединение внутреннего и внешнего “я”, и привели молодого человека к вере. Именно так писал о своем пути в Церковь диакон Николай, а затем и иеродиакон Тихон, на самом популярном в те годы православном интернет-форуме отца Андрея Кураева. Уже тогда, в начале пастырского пути, отец Тихон своими советами, рассуждениями, уважением к иному мнению, умея любовью и терпением сглаживать острые полемические споры и противостояния, обратил на себя внимание пишущих и думающих православных священнослужителей.
Именно в сети Интернет состоялось и мое знакомство с будущим архиереем нашей Церкви, хотя приходы, в которых мы служили, разделяло не более ста километров.
Владыка Тихон был первым с Луганщины, кто начал вести миссионерскую работу в сети. И это порядковое числительное “первый” будет повторятся очень часто. Первая неофициальная православная миссионерско-просветительская многостраничная газета “Родник”; первое в Луганской епархии после возрождения Церкви сестричество; первые занятия с молодежью и детьми по православной этике; первая в Восточной Украине полноценная просветительская православная телевизионная программа “Источник”, где отец Тихон являлся и автором, и ведущим…
Столь многообразная и многогранная деятельность отца Тихона не помешала ему успешно закончить заочное отделение Киевской духовной семинарии. Он много служил, проповедовал, занимался со студентами горного университета, участвовал в молодежных конференциях, диспутах и встречах.
Вера сына повлияла и на его родителей. Уже после его рукоположения Крещение принял отец, заведующий кафед­рой Донбасского горного университета; стала прихожанкой алчевского храма и мать священника-монаха.
Цельность личности епископа, его стремление служить Богу во всей полноте жизненных сил стали понятны уже тогда, когда он, будучи в сане диакона, испросил у правящего архиерея Луганской и Старобельской епархии иноческого пострига. Должно заметить, что это его желание — стать священнослужителем в монашеском чине — было воспринято окружающими как само собой разумеющееся. Он был монахом, по сути, еще до пострига.
После перевода в храм в честь Почаевской иконы Божией Матери г. Рубежное, игумен Тихон кроме пастырских ежедневных забот и служб уже более конкретно и целенаправленно занялся разработкой учебных программ по православной этике. В школах городов Рубежное, Северодонецк и Лисичанск проводились уроки, лекции и обучаю­щие семинары. Программа разрабатывалась с учетом реалий жизни общества и государства. В ней соединились богатое культурологическое и историческое наследие нашего народа с ответами на вызовы дня нынешнего. Находясь в парадигме Православия, данная программа, по сути, охватывает все грани бытия современного человека, при этом оставаясь живой, нужной и интересной. Ее доброжелательно восприняли как преподаватели школ, так и учащиеся. Все это стало основой того, что указанная программа, получившая название “Основы человекознания”, была утверждена и рекомендована к использованию в школах Министерством образования Украины.
В 2008 г. игумен Тихон поступил в Ужгородскую богословскую академию и по благословению епископа Северодонецкого и Старобельского Агапита читал курс лекций для слушателей богословско-педагогических курсов при Киевских духовных школах и Харьковской духовной семинарии.
Естественно, столь многогранная деятельность отца Тихона, который еще и успевал возрождать, строить и обустраивать храм и три часовни в г. Рубежное, не могла остаться незамеченной.
В январе 2009 г. он был возведен в сан архимандрита, а в ноябре того же года — вызван к Предстоятелю Украинской Православной Церкви Митрополиту Владимиру: Блаженнейший Владыка предложил ему хиротонию в епископский сан.
28 ноября архимандрит Тихон при наречении его во епископа Кременчугского и Лубенского произнес следующие слова:
“Если Господь дарует мне послужить Ему в этом сане, почту сей дар за величайшую милость, поскольку не понаслышке знаю, что есть жизнь вне церковной ограды. Ведь Свет Христов воссиял мне не в детстве, а на исходе юности. Святое Крещение Бог даровал мне после нескольких лет духовных исканий, когда я был уже аспирантом светского вуза. Последовавшие за Святым Крещением диаконская хиротония, монашеский постриг и иерейская хиротония стали для меня живым свидетельством того, что Царство Божие не от мира сего (см.: Ин. 18: 36), что сила его в душах человеческих действует могущественно”.
Господь даровал владыке Тихону послужить в сане архиерейском лишь краткое время, а затем призвал его к Себе, но даже этот год святительской деятельности принес и еще будет приносить добрые плоды.
Кафедра, куда был назначен новый архиерей, — новая, и за короткий срок процесс полного становления епархия еще не прошла. Епископ Тихон стал третьим архиереем кременчугской паствы. Отличительной особенностью его епископского служения было то, что он умел слушать и слышать. Владыка никогда не принимал скоропалительных решений, особенно это касалось вопросов межпастырских отношений и внутриепархиальных проблем. Он скрупулезно и разносторонне рассматривал возникающие ситуации. Иногда для принятия решения ему были необходимы время и молитва, но практически всегда после определения правящего архиерея наступало умиротворение и согласие.
Став владыкой, епископ Тихон не оставил своих миссионерских и катехизаторских трудов. Вскоре возродилась (уже в Кременчуге) газета “Родник”, зазвучало православное слово на телевидении, активизировались связи епархии с государственными и общественными организациями.
Однако здоровье владыки Тихона оставляло желать лучшего. Болело сердце. Активная жизненная и святительская деятельность, постоянные тревоги и неустанные заботы, требующие кардинальных, иногда болезненных решений, несомненно, сказались на его самочувствии.
Тех немногих минут свободного времени, которые владыка Тихон любил в одиночестве провести в лесу, у реки или озера, ему выпало крайне мало…
Необходимо было выполнять наказ, данный ему при вручении епископского жезла Митрополитом Киевским и всея Украины Владимиром:
“Не ищи ни личных благ, ни удобств, ни человеческой славы. Отдавай всего себя на служение Спасителю мира, не имевшему на земле места, где главу приклонить (см.: Лк. 9: 58). Только так ты исполнишь то, чего ждет от тебя Господь”.
Этот наказ он выполнил.

Царство тебе Небесное, дорогой владыка!

Протоиерей Александр Авдюгин

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s