Елеосвящение – Таинство милосердия Божия


Среди многих, хранимых Церковью средств Божественной помощи человеку, особо выделяется Таинство Елеосвящения (называемое также Соборованием), которое Господь подает недужным и страждущим во исцеление.
Елей (масло) использовался еще ветхозаветной Церковью в богослужении при совершении особых бескровных жертв, где в качестве жертвы Богу приносились пшеница, вино и елей. Такие жертвы, по вере Православной Церкви, предвозвещали бескровную Жертву Тела и Крови Христовых в Таинстве Святого Причастия.
Псалмопевец Давид молитвенно восклицает в одном из псалмов: “От плода пшенщы, вина и елея своего умножишася” (Пс. 4: 8).

Таинство Елеосвящения известно с апостольских времен. Получив от Иисуса Христа власть исцелять болезни, апостолы “многих больных мазали маслом и исцеляли” (Мк. 6: 13). Наиболее полное и ясное указание на Таинство Елеосвящения мы находим в Соборном послании святого апостола Иакова: “Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему” (Иак. 5: 14–16).
Через это Таинство страдания больного освящаются и соединяются с Крестными страданиями Спасителя. Освящение плотских страданий немощного дает ему духовную силу для борьбы с болезнью в земной жизни, а также веру в вечное спасение и жизнь во Царствии Божием.
Чинопоследование Таинства Елеосвящения, согласно Требнику, совершается соборно семью священниками (отсюда и название – Соборование). Если такой возможности нет (например, маленький храм в селе), это Таинство может совершить и один священник.
Собороваться необходимо не только болящим. По существующей в Православной Церкви благочестивой традиции, здоровые прихожане один раз в год, обычно во время Великого поста, также приходят в храм для совершения над ними Таинства Елеосвящения, чтобы получить исцеление от душевных и духовных недугов и страданий, так как они, по христианскому мировоззрению, – тоже болезнь.
Кроме исцеления от болезней в Таинстве Елеосвящения нам даруется прощение забытых по нашей немощи грехов, но не сознательно сокрытых на Исповеди. Это благодатное обстоятельство делает Таинство Елеосвящения еще более необходимым для нашего спасения. В апостольских и евангельских зачалах Таинства Елеосвящения, его молитвах, песнопениях, каноне звучит главная мысль, проходящая через все Таинство: милосердие Божие к болящему, немощному, грешному человеку. Господь стремится спасти и исцелить надломленные болезнью душу и тело, для чего и даровал Церкви Таинство Елеосвящения.
После каждого евангельского чтения священники помазуют участвующим в Таинстве освященным елеем лоб, ноздри, щеки, губы, грудь и кисти рук с двух сторон. Это делается в знак очищения всех наших пяти чувств, мыслей, сердца и дел рук наших – всего того, чем мы могли согрешить.
Перед Соборованием необходимо исповедаться, а после Соборования – на ближайшей Литургии причаститься.

Виктор Науменко

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s