СКАЛЬНЫЕ СВЯТЫНИ “КОРИДОРА ЦИВИЛИЗАЦИЙ”. История Православия в Подольских землях. Часть II. С середины ХVI в. до наших дней


Юзеф Брандт.
 “Нападение польской кавалерии
на турок в XVII в.”, 1867 г.

Подолия в составе Речи Посполитой (1569—1793). Последствия Брестской церковной унии

Со второй четверти ХVI в., после некоторого ослабления татарских набегов на Литву, снова происходит интенсивное заселение восточной и южной Подолии. Оживились города — в Виннице, например, по описи 1552 г. насчитывалось шесть православных храмов. Строились храмы и в других городах: в частности, в Каменце была возведена и ныне украшающая город Петропавловская церковь. Заключенная в 1569 г. в Люблине польско-литовская государственная уния, согласно которой все украинские земли перешли к Польше, также способствовала заселению Подолии. Однако теперь сюда хлынула и польская шляхта, сопровождаемая латинским клиром и духовными орденами. Подолия входила в состав православной Львовской епархии, оказавшей наиболее упорное сопротивление Брестской церковной унии. Резко усилившийся крепостнический, религиозный и национальный гнет вызвал в последнее десятилетие века ряд мощных народных восстаний, центром которых были земли между Южным Бугом и Днестром. Самое грозное из них возглавил уроженец Гусятина, предводитель нереестрового казачества Северин Наливайко. Его старший брат Демьян Наливайко был настоятелем церкви во имя святого Николая в Остроге, авторитетным деятелем Острожского кружка и, как полагают некоторые историки, духовником князя Василия-Константина Острожского. В 1596 г. он был участником Берестейского православного антиуниатского Собора.

В 1598 г. центр Брацлавского воеводства переносится в Винницу. Двенадцать лет спустя брацлавский староста Валентин Калиновский пожертвовал 30 000 злотых и два села для монастыря поселившихся в городе иезуитов. Это мощное, похожее на крепость сооружение стало оплотом их прозелитической деятельности в крае. Противостояли этой экспансии православные братства, особенно винницкое — Космы и Дамиана. В 1616 г. православными были основаны Бершадский и Винницкий Преображенский мужские монастыри, а через пять лет — Благовещенский женский монастырь, ставшие оплотом отцовской веры в крае.

Вдобавок к этому на подольские земли надвигалось еще одно грозное испытание. Если столетием ранее объектом османской агрессии были Балканы, Крым и Придунайские княжества, то с начала ХVII в. султанская армия всей своей колоссальной мощью обрушилась и на Речь Посполиту. В 1620 г. под Цецорой в Молдове польское войско потерпело страшное поражение, погиб его цвет во главе с коронным гетманом Станиславом Жолкевским. Крымский хан вторгся в Подолию, разорил ее и увел с собой тысячи пленных. Только год спустя, при решающей роли казаков гетмана Сагайдачного, победой под Хотином удалось на полвека остановить продвижение турок.

Но эти десятилетия не принесли мира на многострадальную землю. Освободительная война украинского народа под руководством гетмана Богдана Хмельницкого, многие сражения которой проходили на подольской земле, не увенчалась успехом. Потянулись печально известные в истории Правобережной Украины годы Руины. По Андрусовскому перемирию 1667 г. Подолия осталась в составе Речи Посполитой. Пять лет спустя она была захвачена турецкими войсками султана Мехмеда IV и до 1699 г. находилась в составе Османской империи (Подольский еялет (провинция) с центром в Каменце), после чего была возвращена полякам в результате победы войск “Священной лиги” над османами. Возвращение польских войск, шляхты и католического клира, насаждение унии вызвали взрыв народного негодования, вылившийся вскоре в восстание под руководством полковника Семена Палия. Палий, как он сам себя именовал, “справжній козак і вождь козацького народу”, многократно обращался к гетману Мазепе и царю Петру I о принятии Правобережья в подданство. Но разразившая­ся Северная война, в которой Речь Посполита была союзником России, делала это невозможным. Население массово бежало в Левобережную Украину, экономика Правобережья катастрофически падала. Вывоз хлеба, например, в 1715 г. составлял только около 2,3 % хлебного экспорта 1648 г.

В 1681 г. впервые появляется самостоятельная Каменец-Подольская епархия, но она просуществовала только десять лет. После перехода в 1686 г. Киевской митрополии под омофор Патриарха Московского и всея Руси неизмеримо возросло давление польских королевских властей на православную иерархию с требованием принятия унии. Львовский епископ Иосиф (Шумлянский), давно уже принявший унию, натолкнувшись на упорнейшее противодействие Львовского братства и монастырей, долго не решался перевести свою обширную епархию в унию. “Власти Речи Посполитой положили конец колебаниям Иосифа, — пишет доктор церковной истории В. И. Петрушко, — запретив ему войти в управление приходами освобожденной от турок по Карловецкому миру Подолии, входившей в состав его епархии, но временно переданной под начало униата Иннокентия Винницкого. Стремясь сохранить свой контроль над Подолией, Шумлянский наконец согласился открыто объявить о своем переходе в юрисдикцию Рима, что и было им сделано в Варшаве в 1700 г. Вскоре после своего совращения в унию Иосиф Шумлянский принудил последовать за ним большинство приходов своей Львовской и Каменец-Подольской епархии”.

В течение первой половины XVIII в. единственному, оставшемуся на территории Речи Посполитой православному иерарху — Мстиславскому епископу — становилось все труднее окормлять свою паству. Украинский эмигрантский историк А. П. Оглоблин писал: “Прийняття унії не давало українському населенню Речі Посполитої рівних прав з поляками. Польський уряд, який щонайбільше лише толерував уніятську Церкву, не міг опертися на неї в своїй антиукраїнській національній політиці. Бо наступ Польщі проти українського народу йшов не тільки лінією релігійно-церковних утисків і заборон. Наприкінці XVII ст. були фактично скасовані права руської (української) мови. Соймова конституція 1697 р. ухвалила провадити урядове діловодство польською мовою. Руську мову перестають уживати в урядових актах, замінюючи її польською; навіть копії старих документів, писаних руською мовою, нерідко передаються латинською абеткою”.

В 1768 г. вспыхнуло народное восстание — Колиивщина. Крестьяне украинских земель, возмущенные издевательствами над духовенством со стороны польских шляхтичей (священников запрягали в плуги, секли терновыми розгами, забивали в колоды и даже убивали), встали на их защиту и начали массово возвращаться в Православие.

На Подолии ревнители унии с начала XVIII в., пишет председатель Винницкого церковно-исторического комитета А. В. Сварчевский, “усердно пытаются и стараются на развалинах прежних православных монастырей основывать базилианские — кляшторы, т. е. униатские монастыри чина Святого Василия Великого или Базилианского ордена, основанного в ХVII в. митрополитом Иосифом Вениамином Рутским. Так водворяются базилиане в Сáтановском монастыре в 1707 г., в Малиевском в 1708 г., в Барском на Семенках в 1715 г., в Шаргородском на Калиновке в 1718 г. и в Каменецкой Свято-Троицкой церкви в 1723 г. <…> Только юго-восточные обители Подольского края еще долго борются с унией, часто пустеют вследствие этой борьбы, а иногда временно только занимаются базилианами. Такова судьба Бершадского и Грановского монастырей, которые неоднократно принимали то унию, то Православие”.

В 1762 по 1801 г. в г. Могилеве-Подольском существовал православный Свято-Георгиевский греческий монастырь, который по своему устройству являлся скорее первым монастырским подворьем Святогорской Афонской Лавры святого Афанасия.

В составе Российской империи. Возвращение униатов в Православие (1793—1917)

В 1793 г., по Второму разделу Речи Посполитой, почти вся Подолия переходит во владение Российской империи. Начавшееся массовое возвращение населения в Православие быстро увеличивало местную паству. В пределах новообразованных Брацлавской и Подольской губерний 12 апреля 1795 г. была учреждена самостоятельная второклассная Брацлавская епархия. Назначенный сюда епископ Иоанникий (Никифорович-Полонский) временно расположился в Николаевском монастыре в Шаргороде. Указом Павла I от 16 октября 1799 г., утвердившим синодальный доклад, Брацлавская епархия получила наименование Подольской, ее границы были приведены в соответствие с губернскими, а кафедрой новой епархии после этого стал Каменец-Подольский. Преосвященный Иоанникий разделил епархию на благочиннические округа, учредил духовную семинарию, учителями которой стали выпускники Киевской академии, большей частью из подольских уроженцев.

Поначалу под влиянием господствовавших на Подолии польских помещиков еще случались обратные совращения православных в унию и латинство. Паны побуждали крестьян работать в праздничные и воскресные дни с целью отвлечения их от церкви. Вследствие крайней бедности в неравноправном положении находился не только народ, но и его пастыри. Назначенный на подольскую кафедру в 1832 г. знаменитый проповедник, архиепископ Кирилл (Платонов‑Богословский) многое сумел изменить к лучшему. В марте того же года перестроенный бывший главный храм винницкого доминиканского монастыря стал Спасо-Преображенским кафедральным собором. Для духовного просвещения паствы начали издаваться “Подольские епархиальные ведомости”, по ходатайству преосвященного Кирилла вышел императорский указ о постройке в казенных имениях каменных церквей за счет казны. Началось возвращение отнятых панами церковных угодий, помещики привлекались к исправлению старых церквей и постройке новых. В 1839 г. оставшиеся еще не присоединенными униаты воссоединились с Православной Церковью. С 1841 г. семь лет епархию окормлял архиепископ Арсений (Москвин), пастырь стойкого нрава, непреклонной воли, высокой мудрости. Преосвященный Арсений, пользуясь доверием начальства и, в частности, генерал-губернатора Бибикова, успешно защищал духовенство, разъяснявшее крестьянам их права, от несправедливых обвинений и преследований. При нем было улучшено положение православного духовенства — высочайше утвержденным положением от 20 июля 1842 г. православному духовенству были определены постоянные оклады жалованья.

9 мая 1836 г. в епархии было учреждено Винницкое викариатство, которое в 50‑е гг. возглавлял ректор СПбДА, выдающийся историк Русской Церкви владыка Макарий (Булгаков). С 1858 г. архипастырем Подольской епархии был митрополит Иринарх (Попов), бывший викарный Рижский епископ, при котором начался переход прибалтийских крестьян в Православие. Известный проповедник и богослов, преосвященный Иринарх произносил в храмах, а затем издавал в печатном виде катехизические поучения, где весьма обстоятельно, языком живым и увлекательным излагались истины христианского веро- и нравоучения. Положение местных приходов значительно улучшилось после освобождения крестьян и наделения их землей, конфискованной у польских помещиков, принявших участие в Польском восстании 1863—1864 гг.

Однако основная часть перемен приходится уже на годы правления епархией преосвященного Леонтия (Лебединского), страстного ревнителя Православия и народного просвещения, поставленного на кафедру в разгар польского восстания и управлявшего затем Подольской паствой около 11 лет. Во многих приходах были заведены русские православные школы. “Школы эти, — пишет в газете «Одигитрия» протоиерей Алексий Иродов, — явились подмогой Церкви, укреплением Православия и удовлетворением пробудившейся в народе потребности знания. В городах и местечках появились русские народные училища, в больших селах — приходские школы. В этих школах в 1873 году обучалось 17 370 мальчиков и 2448 девочек”. По уровню грамотности Подольская губерния к концу столетия стала одной из самых передовых в стране. А в отчете Подольского губернатора царю за 1912 г. сообщалось: “Народное образование главным образом находится в руках духовенства. В 1727 церковно-приходских школах Подолья обучается 76 675 детей”. Подольская епархия занимала к тому времени первое место в Российской империи по количеству церковно-приходских школ и второе место по количеству учащихся в них. Центром образования на Подолии была Каменецкая духовная семинария, все преподаватели которой были выпускниками Киевской, Московской и Петербургской духовных академий.

К концу 60‑х гг. духовенству было назначено содержание из процентного сбора с помещичьих имений; также увеличено содержание сельским священникам до 300 руб., городским — до 400 руб. жалованья; псаломщикам — до 100 руб., а дьячкам — до 50 рублей. В 1866 г. взамен упраздненного (возобновлено в 1904 г.) Винницкого викариатства было учреждено Балтское. Балтскими викариями, в частности, в начале ХХ в. были Кирион (Садзаглишвили, впоследствии Католикос-Патриарх всея Грузии Кирион III) и великий подвижник, схиархиепископ Антоний (князь Димитрий Абашидзе).

К началу ХХ в. в Подолии существовало 1685 храмов, десять православных монастырей, крупнейшими из которых были штатные: первоклассные Каменецкий и Шаргородский мужские и Винницко-Браиловский первоклассный и Немировский второклассный женские. Среди 32 чудотворных икон Божией Матери был и чудотворный образ из с. Писаревка Винницкого уезда.

С началом I мировой войны по благословению правящего архиерея Митрофана (Афонского) был учрежден Временный епархиальный комитет по оказанию помощи раненым и больным воинам. В Браиловском и Немировском монастырях были открыты лазареты, где сестрами милосердия самоотверженно служили инокини.

В годы богоборческой власти (1917—1985)

Священноисповедник Амвросий,
епископ Винницкий,
викарий Каменец-Подольской
епархии. 1920 г.

Октябрьская революция и гражданская война принес­ли Подолии неисчислимые беды. “На Поділлі під час громадянської війни, — пишут протоиерей Виталий Голоскевич и доцент кафедры истории Украины ВГПУ А. К. Лысый, — влада змінювалась десятки разів. І якщо представники тієї чи іншої влади були лояльні або нейтральні до Церкви, то кожен наступ більшовиків супроводжувався дикими розправами з духовенством та інтелігенцією”. С октября 1918 г. епископом Винницким, викарием Каменец-Подольской епархии был Амвросий (Полянский), три года спустя ненадолго возглавивший всю епархию. Ему пришлось вынести всю тяжесть войны и произвола, наступившего после установления в крае советской власти. Аресты и расстрелы духовенства и мирян по обвинению в контрреволюции, конфискация церковных ценностей осложнились и тем, что в самой Церкви начались нестроения, связанные с попытками автокефалии и еретическим движением обновленцев (живоцерковников). Поддерживаемые властями, обновленцы захватывали храмы и церковную утварь. Стойкий защитник Православия Амвросий (Полянский) открыто повел борьбу с ересью и был немедленно арестован и выслан.

В 1927 г. после Декларации местоблюстителя патриаршего престола митрополита Сергия (Страгородского) о признании советской власти, обновленчество постепенно сошло на нет. Но репрессии продолжались — в тюрьмах НКВД окончили свои дни многие подольские священнослужители, в том числе Амвросий (Полянский) и первый архиерей созданной в 1933 г. самостоятельной Винницкой епархии Александр (Петровский). Его преемник, архиепископ Иннокентий (Тихонов), в ноябре 1937 г. был расстрелян НКВД в Виннице.

После восстановления Патриаршества церковная жизнь Подолии получила некоторое развитие. В 1945 г. кафедра Каменец-Подольской епархии была перенесена в г. Проскуров, а после переименования Проскурова в Хмельницкий и епархия была пере­именована в Хмельницкую и Каменец-Подольскую. Второе послевоенное десятилетие стало периодом новых гонений на Церковь. В 1962 г. у верующих был отобран винницкий Преображенский кафедральный собор, и с этого времени собор в честь Рождества Богородицы (Пятничанский) стал кафедральным храмом. Выдающимся иерархом, служившим на Винницкой кафедре с 1955 по 1961 гг., был архиепископ Симон (Ивановский). В Хмельницкой епархии к 1964 г. из 452 храмов действующими остались только 139.

В последующие два десятилетия государство значительно ослабило давление на жизнь верующих. С 1975 г., с приходом на Винницкую кафедру (параллельно управлял и Хмельницкой епархией) епископа Агафангела (Саввина), в Подолии намечается ее возрождение, рукополагаются во священнический сан более 200 человек, открывается столько же новых храмов.

Возрождение и развитие церковной жизни в наши дни

В 1990 г. верующим был возвращен винницкий Преображенский собор, снова ставший кафедральным. Тогда же вдовствовавшая 26 лет Хмельницкая епархия вновь обрела собственного архиерея. 22 июня 1993 г. решением Священного Синода УПЦ из Хмельницкой была выделена самостоятельная Каменец-Подольская и Городокская епархия, а в следующем году образована Тульчинская и Брацлавская епархия. Встают из руин древние святыни — монахами УПЦ в 1998 г. был возрож­ден Лядовский Свято-Усекновенский скальный монастырь, Бакотский Свято-Михайловский пещерный монастырь, реставрированы и построены заново многие храмы, в том числе освященный в 2004 г. кафедральный собор в честь Покрова Пресвятой Богородицы в Хмельницком.

К 1020‑летию Крещения Руси и 250‑летию Винницкого Спасо-Преображенского кафедрального собора в сентябре 2008 г. прошла Всеукраинская научно-теоретическая конференция “Религиозная жизнь Подолья: прошлое и современность”, организаторами которой выступили Винницкая епархия УПЦ и Винницкий государственный педагогический университет имени М. Коцюбинского.

Владимир Моисеенко

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s