Рождественская Четыредесятница


28 ноября начался Рождественский пост, который длится 40 дней и потому именуется в Церковном уставе, как и Великий пост, Четыредесятницей.

Об истории установления поста и его значении
Установление Рождественского поста, как и других многодневных постов, относится к древним временам христианства. Уже в V–VI вв. его упоминают многие церковные западные писатели. Предшественником Рождественского поста являлся пост накануне праздника Богоявления, отмечавшегося в Церкви, по крайней мере, с III в. и в IV в. разделившегося на праздники Рождества Христова и Крещения Господня.

Первоначально Рождественский пост длился у одних христиан семь дней, у других — больше. Как писал профессор Московской духовной академии Иван Мансветов, “намек на эту неодинаковую продолжительность содержится и в самих древних Типиках, где пост Рождественский разделяется на два периода: до 6 декабря — более снисходительный в отношении воздержания… и другой — от 6 декабря до самого праздника”.
Рождественский пост начинается 15 ноября (28 ноября по новому стилю) и продолжается до 25 декабря (7 января по новому стилю). Так как заговенье на пост приходится на день памяти святого апостола Филиппа, то этот пост иногда называют Филипповым.
Рождественский пост — один из четырех многодневных постов церковного года. Святитель Лев Великий пишет: “Само хранение воздержания запечатлено четырьмя временами, чтобы в течение года мы познали, что непрестанно нуждаемся в очищении и что при рассеянии жизни всегда надо стараться нам постом и милос-тынею истреблять грех, который приумножается бренностью плоти и нечистотою пожеланий”.
Рождественский пост есть жертва Богу за собранные плоды. “Как Господь ущедрил нас плодами земли, — пишет святитель, — так и мы во время этого поста должны быть щедры к бедным”.
По словам блаженного Симеона Солунского, “пост Рождественской Четыредесятницы изображает пост Моисея, который, постившись сорок дней и сорок ночей, получил на каменных скрижалях начертание словес Божиих. А мы, постясь сорок дней, созерцаем и приемлем живое Слово от Девы, начертанное не на камнях, но воплотившееся и родившееся, и приобщаемся Его Божественной плоти”.
Рождественский пост установлен для того, чтобы мы ко дню Рождества Христова, очистив себя покаянием, молитвою и постом, могли благоговейно встретить явившегося в мир Сына Божия и, кроме обычных даров и жертв, принести Ему наше чистое сердце и желание следовать Его учению.

Как питаться в Рождественский пост
Устав Церкви учит, от чего следует воздерживаться во время постов: “Все благочестиво постящиеся строго должны соблюдать уставы о качестве пищи, то есть воздерживаться в посте от некоторых брашен (т.е. еды, пищи — Ред.), не как от скверных (да не будет сего), а как от не приличных посту и запрещенных Церковью. Брашна, от которых должно воздерживаться в посты, суть: мясо, сыр, коровье масло, молоко, яйца, а иногда и рыба, смотря по различию святых постов”.
Правила воздержания, предписанные Церковью в Рождественский пост, столь же строги, как и в Апостольский (Петров) пост. Кроме того, в понедельник, среду и пятницу Рождественского поста уставом запрещаются рыба, вино и елей, и дозволяется принимать пищу без масла (сухоядение) только после вечерни. В остальные же дни — вторник, четверг, субботу и воскресенье — разрешено принимать пищу с растительным маслом.
Рыба во время Рождественского поста разрешается в субботние и воскресные дни и  великие праздники, например в праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы, в храмовые праздники и во дни великих святых, если эти дни приходятся на вторник или четверг. Если же праздники приходятся на среду или пятницу, то разрешение поста положено только на вино и елей.
От 20 до 24 декабря (со 2 по 6 января нового стиля) пост усиливается, и в эти дни даже в субботу и воскресенье рыба не благословляется.
Отдельно отметим, что вопрос строгости или послабления поста желательно решать со своим духовником или священником.
Постясь телесно, в то же время необходимо нам поститься и духовно. “Постящеся, братие, телесне, постимся и духовне, разрешим всяк союз неправды”, — заповедует Святая Церковь.
Пост телесный без поста духовного ничего не приносит для спасения души, даже, наоборот, может быть и духовно вредным, если человек, воздерживаясь от пищи, проникается сознанием собственного превосходства от того, что он постится. Истинный пост связан с молитвой, покаянием, воздержанием от страстей и пороков, искоренением злых дел, прощением обид, воздержанием от супружеской жизни, исключением увеселительных и зрелищных мероприятий (в том числе просмотра телевизора). Пост не цель, а средство — средство смирить свою плоть и очиститься от грехов. Без молитвы и покаяния пост становится всего лишь диетой.
Сущность поста выражена в следующем церковном песнопении: “От брашен постящися, душе моя, и страстей не очистившися, всуе радуешися неядением: аще бо не вина ти будет ко исправлению, яко ложная возненавидена будеши от Бога, и злым демонам уподобишися, николиже ядущим” (стихира на стиховне среды сырной). Иными словами, главное в посте — не качество пищи, а борьба со страстями.

По материалам сайтов
patriarchia.ru, zavet.ru

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s